Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члены Комиссии:
Капчикаева А. А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "вэб.рф", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Сахалинского УФАС России от 03.02.2022 N 26, о проведении внеплановой проверки электронного аукциона по объекту: "Поставка продуктов питания (3)" (извещение N 0361300022821000010), проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки, установила следующее.
02.02.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация общества на действия заказчиков, которые, по его мнению, допустили нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) выразившиеся в неверном применении к нему понижающего коэффициента 15%, ссылаясь на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н), так как участники закупки неправомерно указали информацию о стране происхождения товара.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Уведомлением-требованием от 03.02.2022 N 05-306 рассмотрение жалобы по существу назначено на 09.02.2022 в 11 час. 00 мин.
07.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка продуктов питания (3)" (извещение N 0361300022821000010), а также аукционная документация.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу.
В рассматриваемом случае объектом закупки являлась "Поставка продуктов питания (3)".
Поскольку закупаемые продукты включены в перечень товаров, утвержденный Приказом N 126н, извещение о проведении аукциона и документация об электронном аукционе содержали соответствующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств.
На основании пункта 10 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как указано выше, к участию в аукционе допущено 3 участников (в том числе общество, которым, было продекларировано предложение к поставке продуктов российского производства, Польша, Социалистическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Таиланд, Республика Азербайджан, Южная Африка), один участник с номером заявки N 4 указал на страны происхождения - Российская Федерация, участник с номером заявки N 70 - Российская Федерация.
Пунктом 1.1 Приказа N 126н установлено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Из материалов дела усматривается, что при проведении проверки Заказчики применили названное правило о снижении цены контракта на 15%, исходя из того, что 2 (два) участника закупки предложили к поставке фрукты российского производства.
В извещении установлены условия допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссии установила следующее.
В соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение)
Согласно подпункту "а" пункта 1.3 Приказа 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Предметом закупки электронного аукциона по объекту: "Поставка продуктов питания (3)" (извещение N 0361300022821000010) являются: Яблоки (код классификации по КТРУ 01.24.10.000-00000002), Шоколад в упакованном виде (код классификации по КТРУ 10.82.22.110-00000002), Чеснок свежий (код классификации по КТРУ 01.13.42.000-00000002), Свекла столовая (код классификации по КТРУ 01.13.49.110-00000003), Редька (код классификации по КТРУ 01.13.49.120-00000004), Джемы, желе фруктовые и ягодные (код классификации по КТРУ 10.39.22.110), Культуры овощные плодовые прочие, не включенные в другие группировки (код классификации по КТРУ 01.13.39.190), Мука пшеничная (код классификации по КТРУ 10.61.21.110-00000004), Морковь столовая (код классификации по КТРУ 01.13.41.110-00000003), Лук репчатый (код классификации по КТРУ 01.13.43.110-00000002), Лимоны (код классификации по КТРУ 01.23.12.000-00000002), Конфеты шоколадные, не включенные в другие группировки, прочие (код классификации по КТРУ 10.82.22.139), Компот (код классификации по КТРУ 10.39.22.120-00000001), Картофель продовольственный (код классификации по КТРУ 01.13.51.000-00000002), Капуста белокочанная (код классификации по КТРУ 01.13.12.120-00000002), Кабачки (код классификации по КТРУ 01.13.39.110-00000002), Изделия макаронные (код классификации по КТРУ 10.73.11.000-00000009), Груши (код классификации по КТРУ 01.24.21.000-00000002), Апельсины (код классификации по КТРУ 01.23.13.000-00000002).
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложении к Приказу, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В свою очередь в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 и пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе и в электронном аукционе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов.
Исследуя заявки участников допущенных к участию в аукционе, Комиссия установила, что 2 участника указали в первых частях заявок страну происхождения товара - Российская Федерация.
Вместе с тем, с учетом имеющихся у Комиссии материалов не представляется возможным прийти к выводу о том, что такие товары, как апельсины, лимоны, производятся на территории Российской Федерации, и участники аукциона формально выполнили требования пункта 1.6 Приказа N 126н о подтверждении страны происхождения товаров путем указания (декларирования) в заявках страны происхождения товара - Российская Федерация.
С учетом изложенного, Уполномоченным учреждением неправомерно в один предмет закупки объединены товары, которые производятся исключительно на территории иностранных государств и товары, которые производятся на территории - членов Евразийского экономического союза, что в свою очередь делает невозможным применение понижающего 15-процентного коэффициента к победителю закупки в соответствии с Приказом N 126н.
В этой связи, в действиях уполномоченного учреждения Комиссия установила нарушение части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа N 126н.
Вместе с тем, что на момент принятия Комиссией решения, контракты заключены, выдача предписания об устранении нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков уполномоченному учреждению не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "вэб.рф", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона по объекту: "Поставка продуктов питания (3)" (извещение N 0361300022821000010) признать Заказчика N1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 1 "Светлячок" (ИНН 6502003775), Заказчика N2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 2 "Ромашка" (ИНН 6502003849), Заказчик N3 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 "Теремок" (ИНН 6502005860), Заказчик N4 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 4 "Улыбка" (ИНН 6502006159) нарушившими положения части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К. В. Солонин |
Члены Комиссии |
А. А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 февраля 2022 г. N 065/06/99-68/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022