Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Карауловской А. К. - помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Сахалинского УФАС России от 11.01.2022 N 3, о проведении внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: Строительство жилого комплекса по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске" (извещение N 0161300000121000770) (далее - конкурс), установила следующее.
07.09.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: Строительство жилого комплекса по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске" (извещение N 0161300000121000770).
Начальная (максимальна) цена контракта - 665 694 394,00 рублей.
Дата и время срока окончания подачи заявок - 29.09.2021 10:00
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 30.09.2021 NПРОI1 на дату и время окончания срока подачи заявок, подано 3 (три) заявки и присвоены номера 1, 2, 3. Указанные заявки допущены на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.10.2021 NПРОII1, заявки с номерами 1, 2, 3 признаны соответствующими требованиям, а так же осуществлена оценка поданных заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 08.10.2021 конкурсная комиссия рассмотрела вторые части заявок от участников с номерами 1, 2, 3, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, и приняла решение о соответствии заявок требованиям документации. Победителем признано ООО СМК "Энергосила", которое предложило наиболее лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
По результатам проведения конкурса, 26.10.2021 между заказчиком и ООО СМК "Энергосила" заключен муниципальный контракт. Цена Контракта составила 665 694 394 (шестьсот шестьдесят пять миллионов шестьсот девяносто четыре тысячи триста девяносто четыре) рубля 00 копеек, с НДС.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно заданию на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Строительство жилого комплекса по ул. Больничная в г.Южно-Сахалинске" (далее - Задание), основанием для проектирования объекта является муниципальная программа "Обеспечение населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" качественным жильем на 2020-2025 годы" (утв. Постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 12.11.2019 - N 3618-па).
Также Комиссией установлено, что закупка проводится в порядке предусмотренном ч. 55. 56, 58 ст. 112 Закона о контрактной системе. В подтверждение представлено Постановление администрации г. Южно-Сахалинска от 20.08.2021 N 2259-па.
Согласно Заданию выделение этапов строительства не предусмотрено (п. 8).
Заказчиком установлены следующие требования к основным технико-экономическим показателям объекта (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения и другие показатели):
- этажность - 5 этажей;
- количество квартир - не менее 176 шт.
- все квартиры однокомнатные (32-34 м2) - общая площадь квартир 5850 м2 (3%).
Технико-экономические показатели проектируемого объекта капитального строительства уточнить при разработке стадии "проект" и согласовать с Заказчиком.
Требования к схеме планировочной организации земельного участка:
- Размещение проектируемого объекта выполнить с учетом сложившейся застройки окружающей территории.
- Основные решения по планировочной организации земельного участка согласовать с заказчиком.
- На этапе разработки "План благоустройства" согласовать с заказчиком
- При выполнении проектирования максимально сохранить зеленые насаждения и существующее благоустройство. В случае их вынужденного сноса, предусмотреть компенсационные мероприятия
Так же Комиссией учитывается то, как заказчик определил название объект закупки заключенного по результатам конкурса, а именно строительство жилого комплекса.
При этом четкого понятия жилого комплекса законодательством не предусмотрено.
Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент N 384), должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 11 статьи 4 Технического регламента N 384 идентификация объекта капитального строительства относится к прерогативе застройщика (заказчика) при разработке задания на проектирование и проектировщика при подготовке проектной документации на основании задания на проектирование.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Заказчик в ходе заседания Комиссии пояснил, что при подготовке документации на проведение закупки по спорному объекту Заказчик указывая "строительство жилого комплекса" подразумевал строительство одного или несколько жилых строений (корпусов, многоквартирных домов), расположенных на ограниченной, связанной с ними и благоустроенной территории, объединенных единой архитектурной концепцией (исполненных в едином стиле) и дополненных объектами инфраструктуры.
Вместе с тем Задание содержит идентификационные признаки на строительство одного здания (объекта капитального строительства).
При этом из называния закупки следует, что необходимо выполнить строительство жилого комплекса. Кроме того, ранее заказчик намеревался в рамках закупки 0161300000120001393 выполнить строительство двух отдельных жилых здания, а также в рамках закупки N0161300000121000164. Однако Сахалинским УФАС России указанные закупки отменялись, в связи с объединением в один лот технологически и функционально несвязанных объектов.
Следовательно, указанные обстоятельства могут свидетельствовать о строительстве не менее двух домов.
Проанализировав Задание, Комиссия пришла к выводу, что заказчик не определил показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям, то есть не представляется точно определить объект закупки (строительство объекта капитального строительства (здания) или нескольких объектов (комплекса).
Таким образом, Заказчик признается нарушавшим п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как указано выше, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка (ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).
В соответствии с представленным градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 65:01:0501002:1599, площадь земельного участка составляет 8315 м2.
Комиссией также учитывается и то, что на момент размещения извещения по спорной закупке, а также на дату рассмотрения настоящего дела земельный участок, на котором планируется размещение жилого комплекса, а именно земельный участок с кадастровым N 65:01:0501002:1599, расположен в территориальной зоне - транспортной инфраструктуры N Т-2, основной, условно разрешенный и вспомогательные виды разрешенного использования которого не позволяют проектирование и возведение на нем многоэтажных жилых домов. Данная информация следует из градостроительного плана земельного участка РФ-65-3-02-0-00-2021-1827.
Проанализировав состав документов размещенных в составе извещения о закупке, Комиссия не обнаружила градостроительного плана земельного участка. Также в документации о закупке, отсутствовали какие-либо сведения о том, что земельный участок, на котором планируется размещение "жилого комплекса", более половины своей площади не позволяет проектирование и возведение на нем многоэтажных жилых домов.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что вопросы, связанные с получением соответствующего разрешения на вид использования, которые возникнут в ходе выполнения работ, будет решаться в процессе этих работ.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу градостроительный план земельного участка.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 741/пр утверждена Форма градостроительного плана земельного участка и Порядок ее заполнения. Согласно пунктам 37-40 вышеуказанного Порядка, в подразделе 2.2 градостроительного плана земельного участка указываются основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка. При этом, если имеется утвержденная документация по планировке территории, то указываются один или несколько видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
Из приведенных норм в совокупности следует, что проектирование здания (жилого комплекса) может осуществляться лишь на земельном участке, разрешенные виды использования которого допускают размещение на нем такого комплекса.
Согласно форме разрешения на строительство, утвержденной в соответствии с частью 16 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр, наименование объекта капитального строительства указывается в соответствии с проектной документацией и определяется при архитектурно-строительном проектировании исходя из его назначения.
При этом согласно части 6 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 4, части 3 статьи 16, части 4 статьи 29 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "NТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) выполнение минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям обеспечивается с учетом их назначения. Кроме того, перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, утвержденный в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ, содержит своды правил, которые также устанавливают требования к зданиям или сооружениям в зависимости от их назначения, в том числе запреты, например, на размещение объектов, оказывающих вредное воздействие на человека, во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилых многоквартирных зданий, с указанием их наименования (назначения) (пункты 10.1 и 10.11 СП 54.13330.2011. "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003"),
В случае возведения или создания на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного здания, сооружения или строения, либо возведения или создания без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, такой объект является самовольной постройкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика по строительству "жилого комплекса" сформирована на земельном участке, частично не предназначенном для проектирования и строительства объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия считает, что в составе конкурсной документации отсутствует полная и достоверная информация в отношении объекта закупки, в частности о земельном участке на котором будут выполняться работы, что неизбежно приводит к нарушению ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с тем, что по данной закупке Заказчиком заключен контракт N 3650123897521000074, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Учитывая, что заказчиком допущены нарушения пункта 1, части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33, а так же части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в отношении Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "город Южно-Сахалинск" "управление капитального строительства" при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: Строительство жилого комплекса по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске" (извещение N 0161300000121000770) признать нарушившими ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Предписание муниципальному казенному учреждению "город Южно-Сахалинск" "управление капитального строительства" - не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии: |
А.К. Карауловская
|
|
К.Л. Рашидханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 февраля 2022 г. N 065/06/99-7/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022