Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей Администрации местного самоуправления муниципального образования Дигорского района РСО-Алания и ИП М надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП М на действия муниципального заказчика - Администрации местного самоуправления муниципального образования Дигорский район РСО-Алания АМС МО Дигорского района РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия а/д проезд N12 от ул. Хетагурова (0,585-1,293) с. Карман-Синдзикау (электронный аукцион N0310200000321003128, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП М на действия АМС МО Дигорского района РСО-Алания при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что Аукционная документация не соответствует требованиям статьи 64 Закона о контрактной системе поскольку Заказчиком в техническом задании установлены дополнительные характеристики к поставляемым товарам, не предусмотренные позициями КТРУ, при этом Заказчиком не размещено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик, что противоречит положениям постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
Также Заявитель считает, что в техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) по ряду товаров Заказчиком установлены характеристики, которые включают в себя химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе предлагаемые им в ходе выполнения работ товары
Не согласившись с доводами жалобы АМС МО Дигорского района РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28 января 2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321003128 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия а/д проезд N12 от ул. Хетагурова (0,585-1,293) с. Карман-Синдзикау (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона с приложением Проекта контракта, утвержденная 28.01.2022 АМС МО Дигорского района РСО-Алания (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно пункту 1 Правил N145, указанные Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N145, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункта 5 Правил N145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Извещению, в рассматриваемом случае предметом закупки является ремонт дорожного покрытия, в ходе выполнения которого необходимо поставить такой товар как знаки дорожные, со следующими характеристиками:
Знаки должны быть выполнены на белом фоне. Знаки изготовляют с использованием световозвращающих материалов. Все детали и сборочные единицы знаков должны изготовляется из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.401-91. Корпус и оборотная сторона знаков, а также ее элементы крепления должны быть серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей). Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом. Элементы крепления знака не должны искажать информацию, расположенную на его лицевой поверхности. Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время. Световозвращающая пленка типа Б или В. Все элементы световозвращающей поверхности знака должны изготовляться из пленки одного типа и иметь одинаковую оптическую систему. Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света)* (кдлк-1-м-2) знаков со световозвращающей поверхностью: при угле наблюдения =20° и угле освещения
v=5° (при
н=0°) не менее 75; при угле наблюдения
=20° и угле освещения
v =10° (при
н=0°) не менее 45; при угле наблюдения
=20° и угле освещения
v=20° (при
н =0°) не менее 35; при угле наблюдения
=20° и угле освещения
v=30°(при
н =0°) не менее 30; при угле наблюдения
=20° и угле освещения
v=40° (при
н=0°) не менее 18. Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света)* (кдлк-1-м-2) знаков со световозвращающей поверхностью (для пленки типа В): при угле наблюдения
=1° и угле освещения
v=5° (при
н=0°) не менее 65; при угле наблюдения
=1° и угле освещения
v=10° (при
н=0°) не менее 55; при угле наблюдения
=1° и угле освещения
v=20° (при
н=0°) не менее 45; при угле наблюдения
=1° и угле освещения
v=30° (при
н=0°) не менее 40; при угле наблюдения
=1° и угле освещения
v=40° (при
н=0°) не менее 13. Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света)* (кдлк-1-м-2) знаков со световозвращающей поверхностью (для пленки типа В): при угле наблюдения
=1,5° и угле освещения
v=5° (при
н=0°) не менее 10; при угле наблюдения
=1,5° и угле освещения
v=10° (при
н=0°) не менее 9; при угле наблюдения
=1,5° и т.д.
Вместе с тем, знаки дорожные предусмотрены позицией Каталога N25.99.29.190-00000003 "Знак дорожный", которая устанавливает требования только к площади знака дорожного, типу знака (с внешним освещением, с внутренним освещением, с световозвращающей поверхностью), типу световозвращающей пленки и типоразмеру знака.
То есть, в рассматриваемом случае описание объекта закупки содержит дополнительные требования к дорожным знакам, обоснование использования которых в нарушение пункта 6 Правил N145 и части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, отсутствует в Аукционной документации.
Действия должностного лица АМС МО Дигорского района РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 6 Правил N145 и части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Техническим заданием Аукционной документации (далее - ТЗ) установлено, что при выполнении работ, являющихся предметом Аукциона, помимо прочего необходимо использовать в том числе - знаки дорожные в описании характеристик которых указано: световозвращающая пленка для знаков должна иметь закрытую оптическую систему и быть устойчивой к воздействию климатических факторов: ультрафиолетового излучения и знакопеременных температур. Пленка не должна допускать усадки 0,5% в течение 10 минут и
2% в течение 24 часов после удаления защитной пленки. Пленка не должна допускать существенного растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов после испытаний по ГОСТ 21903-76/ГОСТ 27037-86.
Аналогичные требования установлены Заказчиком к множеству товаров, описанных в ТЗ.
При этом, согласно абзацу "б" подпункта 2 пункта 6.1 аукционной документации, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Вместе с тем Инструкцией установлено, что:
- товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов (ГОСТов,) при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя) - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом Аукционная документация соответствует требованиям пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия муниципального заказчика - АМС МО Дигорского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321003128 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия а/д проезд N12 от ул. Хетагурова (0,585-1,293) с. Карман-Синдзикау.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - АМС МО Дигорского района РСО-Алания нарушение требований пункта 6 Правил N145 и части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать муниципальному заказчику - АМС МО Дигорского района РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона.
4. Передать материалы дела NА28-02/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС МО Дигорского района РСО-Алания виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 февраля 2022 г. N А28-02/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022