Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от КГБУЗ "Краевая клиническая больница" - Скачкова Дмитрия Павловича, Бельковой Лилии Вениаминовны;
от ООО "ДИАРТЕК" - Евсеева Артема Андреевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ДИАРТЕК", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения гражданско-правового договора N 2021.12288 от 19.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321012288 "Поставка центрифуги настольной общего назначения", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ДИАРТЕК", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения гражданско-правового договора N 2021.12288 от 19.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321012288 "Поставка центрифуги настольной общего назначения".
10 февраля 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика пояснили, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "ДИАРТЕК" в реестр недобросовестных поставщиков обусловлено обязанностью, возложенной на заказчика законом. Заказчик был заинтересован в поставке оборудования именно к указанному в договоре сроку. После того, как срок исполнения по договору истек, а оборудование не было поставлено обществом, заказчик приобрел товар у другого продавца.
Представители ООО "ДИАРТЕК" против удовлетворения заявления возражают. Пояснили, что обязательства по договору не были исполнены в установленный договором срок по независящим от них причинам. В настоящее время оборудование готово для передачи заказчику.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
14 сентября 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321012288 "Поставка центрифуги настольной общего назначения". 21 сентября 2021 года в извещение о проведении закупки и документацию электронного аукциона были внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 755 000 руб.
На участие в закупке было подано 3 заявки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01 сентября 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06 октября 2021 года победителем признано ООО "ДИАРТЕК", предложившее цену контракта в размере 1 246 050 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29 %.
19 октября 2021 года по итогам закупки N 0817200000321012288 между КГБУЗ "Краевая клиническая больница" и ООО "ДИАРТЕК" был заключен гражданско-правовой договор N 2021.12288, по условиям которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку центрифуги настольной общего назначения в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования.
Согласно разделу 5 договора поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 3 к договору) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Договора, в срок до "30" ноября 2021 г.
Письмом от 14 декабря 2021 года поставщик уведомил заказчика о невозможности поставки оборудования в указанный договором срок в связи с отсутствием комплектующих у производителя, указал ориентировочный срок поставки - конец января 2022 года.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на тот момент) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 12.3 и 12.4 договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Поскольку поставщик не исполнил обязательства по контракту в установленный договором срок, 17 декабря 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 2021.12288 от 19.10.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 20 декабря 2021 года было размещено в единой информационной системе, 26 января 2022 было направлено поставщику телеграммой.
По пояснению представителя подрядчика, о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора поставщику стало известно 20 января 2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 20 января 2021 года поставщик уведомил заказчика о том, что 20 января 2022 года ему стало известно о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, а также сообщил, что оборудование может быть поставлено заказчику ориентировочно 26-27 января 2022 года и просит отменить решение решения об одностороннем отказе от исполнения договора.
Письмом от 21 января 2021 года заказчик отказался от приемки товара, указав на то, что денежные средства на приобретение оборудования были выделены заказчику на 2021 год и не предполагают приемку и оплату товара в 2022 году.
Письмами от 24 и 26 января 2022 года поставщик просит заказчика организовать приемку товара.
Письмом от 26 января 2021 года заказчик повторно отказался от приемки товара.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 01 февраля 2022 года.
Исследовав представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. Поставщик не уклонялся от исполнения договора, уведомил заказчика о невозможности поставки оборудования в установленный договорам срок по независящим от него причинам (отсутствие комплектующих у производителя), а также о том, когда эти причины были устранены, был готов передать оборудование по истечении срока поставки.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" при осуществлении закупки N 0817200000321012288 "Поставка центрифуги настольной общего назначения" нарушения требований Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ДИАРТЕК".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 февраля 2022 г. N РНП-22-65-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022