Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю - Федотовой Ирины Вячеславовны,
от ООО "Паритет" - Савина Максима Викторовича, Синкина Александра Джорджевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Паритет", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 08.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000421000018 "Создание систем безопасности в здании ОПФР по Алтайскому краю", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
04 февраля 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Паритет", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 08.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000421000018 "Создание систем безопасности в здании ОПФР по Алтайскому краю".
10 февраля 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "Паритет" в реестр недобросовестных поставщиков обусловлено обязанностью, возложенной на заказчика законом.
Представители ООО "Паритет" против удовлетворения заявления возражают. Пояснили, что обязательства по контракту были исполнены почти полностью и в исполненной части заказчиком приняты. Неисполнение части контракта связано с задержками поставки оборудования в адрес подрядчика третьими лицами.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
03 марта 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0217100000421000018 "Создание систем безопасности в здании ОПФР по Алтайскому краю". 06 мая 2021 года в извещение о проведении закупки и документацию электронного аукциона были внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 919 748 руб. 40 коп.
На участие в закупке было подано 4 заявки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25 мая 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28 мая 2021 года победителем признано ООО "Паритет", предложившее цену контракта в размере 6781353 руб. 40 коп. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2 %.
08 июня 2021 года по итогам закупки N 0217100000421000018 между ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю и ООО "Паритет" был заключен государственный контракт N 02171000004210000180001, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по созданию систем безопасности в здании ОПФР по Алтайскому краю, расположенном по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Партизанская, 94, в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
Дополнительным соглашением N 1 от 22.09.2021 г. в государственный контакт были внесены изменения в части используемого при выполнении работ оборудования.
Согласно разделу 4 контракта подрядчик приступает к выполнению работ не позднее дня, следующего за днем заключения настоящего контракта, но не ранее дня строительной готовности помещений, по согласованию с заказчиком. Подрядчик обязан выполнить работы не позднее 24 декабря 2021 года.
Письмом от 21 декабря 2021 года подрядчик уведомил заказчика о недопоставке комплектующих заводом-изготовителем производителю оборудования и гарантировал поставку и монтаж оборудования в срок до 20 января 2022 года.
24 декабря 2021 года между сторонами был подписан акт о частичной приемке выполненных работ. Указано, что в полном объеме выполнены работы по созданию охранно-пожарной сигнализации в составе охранной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией, а также охранного видеонаблюдения. В отношении указанных подсистем подрядчиком выполнены работы полностью, включая работы по пуско-наладке. Замечания к работе данных подсистем не выявлены. Не в полном объеме выполнены работы по созданию охранно-пожарной сигнализации в составе пожарной сигнализации, а также контроля и управления доступом. Указанные работы не выполнены в полном объеме в связи с не поставкой подрядчику пожарных извещателей и источников бесперебойного питания заводом-изготовителем. Сумма неисполненных работ по контракту - 703 038 руб. 40 коп. Заказчик установил подрядчику предельно возможный срок для устранения замечаний - по 29 декабря 2021 года включительно.
Актом от 30 декабря 2021 года заказчик установил, что замечания к работе, отраженные в акте от 24.12.2021 г., не устранены. Подрядчиком не выполнены поставка, установка и запуск следующих технический устройств:
- 52051EI Адресный тепловой извещатель - 5 шт.;
- 22051EI Дымовой пожарный извещатель - 153 шт.;
- ИБП-1200 исп. 1 Источник вторичного электропитания резервированный - 6 шт.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на тот момент) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.5 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поскольку подрядчик исполнил обязательства по контракту не в полном объеме, 30 декабря 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 02171000004210000180001 от 08.06.05.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 30 декабря 2021 года было направлено поставщику заказным письмом, по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
По пояснению представителей подрядчика, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено подрядчиком по электронной почте 30 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 11 января 2021 года.
Письмом от 27 января 2022 года подрядчик уведомил заказчика, что транспортной компанией в его адрес направлено оборудование: адресный тепловой извещатель 52051EI ESMI System Sensor - 5 шт., ИБП-1200 исп. 1 Источник вторичного электропитания резервированный - 6 шт. Оставшееся оборудование будет направлено заказчику до 15 февраля 2022 года, работы по монтажу будут произведены не позднее 20 февраля 2022 года.
Исследовав представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Согласно акту от 24.12.2021 года, заказчиком приняты от подрядчика работы на общую сумму 6 078 315 руб., не приняты работы на сумму 703 038 руб. 40 коп.
Представителями подрядчика Комиссии представлены копии писем производителя и поставщика недопоставленного оборудования о перенесении сроков поставки, в связи с дефицитом электронных компонентов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения подрядчика. Подрядчик не уклонялся от исполнения обазательств, в установленный срок исполнил значительную часть работ по контракту, и эти работы были приняты заказчиком без замечаний. Часть не поставленного оборудования готова для передачи заказчику, после поставки остального будет возможно произвести монтаж и наладку всей системы.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при осуществлении закупки N 0217100000421000018 "Создание систем безопасности в здании ОПФР по Алтайскому краю" нарушения требований Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Паритет".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 февраля 2022 г. N РНП-22-64-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022