Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителей:
- от заказчика - комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Наумова Сергея Михайловича по доверенности от 09.02.2022 N 1-21/143;
- от уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр закупок и материально-технического обеспечения Хабаровского муниципального района" Трофимова Алексея Владимировича по доверенности от 10.02.2022 N 2;
- от общества с ограниченной ответственностью "Дорожная эксплуатационно-строительная компания" Мотора Юлии Александровны по доверенности от 21.04.2021 ,
рассмотрев материалы дела N 7-3/51 по обращению заказчика - комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Дорожная эксплуатационно-строительная компания" (ИНН 2709014952) (далее также - ООО "ДЭСК", Общество), учредителе (директоре) Общества Воробьеве Андрее Александровиче (ИНН 272396040920) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.01.2021 N 19.Р.ЭА.КОЖД.20 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района (реестровый номер 3272004724621000001), заключенного по результатам закупки (Извещение от 16.12.2020 N 0822600006720000341), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "ДЭСК" (далее также - Подрядчик).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение Комитета о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДЭСК" (ИНН 2709014952) и учредителе (директоре) Общества Воробьеве Андрее Александровиче (ИНН 272396040920) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.01.2021 N 19.Р.ЭА.КОЖД.20 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района (реестровый номер 3272004724621000001), заключенного по результатам закупки (Извещение от 16.12.2020 N 0822600006720000341), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "ДЭСК".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату проведения закупки), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным учреждением - муниципальным казенным учреждением "Центр закупок и материально-технического обеспечения Хабаровского муниципального района" для заказчика - комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее также - Комитет) проведен электронный аукцион на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района.
Извещение N 0822600006720000341 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.12.2020.
Начальная цена контракта: 30 337 494,00 рублей.
11.01.2021, по результатам проведенного электронного аукциона, между Комитетом и победителем закупки ООО "ДЭСК" заключен муниципальный контракт N 19.Р.ЭА.КОЖД.20 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района (реестровый номер 3272004724621000001) (далее - контракт).
В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом N 44-ФЗ не установлено иное (п. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 2.1 контракта сумма цен единиц Работы составляет 30 337 494,00 (тридцать миллионов триста тридцать семь тысяч четыреста девяносто четыре) рубля 00 копеек, включая НДС 20% (п. 2.1 контракта).
Дополнительным соглашением к контракту от 26.07.2021, на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цена контракта снижена без изменения предусмотренного контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта до 27 303 744 (двадцать семь миллионов триста три тысячи семьсот сорок четыре) рублей 60 копеек, включая НДС 20%.
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Работы). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
П. 1.2 контракта установлено, что объем выполняемых Работ определяется по фактической потребности Заказчика. Перечень видов работ указан в Технической части.
Согласно п. 1.4 Технической части (Приложение N 1 к контракту) объем работ, подлежащих выполнению, определить невозможно. Работы выполняются исходя из фактической потребности Заказчика по цене единицы работы в пределах денежных средств, выделенных Заказчику. За единицу работы приняты работы по содержанию автомобильных дорог в соответствии с перечнем, указанным в Ведомости видов работ.
Приложением N 1 к Технической части (Приложение N 1 к контракту) согласовали следующие виды работ:
N п/п |
N ед. расценки |
Наименование |
Ед.изм. |
|
1 |
|
2 |
3 |
|
1 |
ЕРN1 |
Очистка территории тракторной щеткой |
1000м2 |
|
2 |
ЕРN2 |
Работа поливомоечной машины по уборке территории |
10000м2 |
|
3 |
ЕРN3 |
Подметание территории от мусора вручную (остановок общественного транспорта) |
100м2 |
|
4 |
ЕРN4 |
Очистка урн от мусора вручную |
100шт |
|
5 |
ЕРN5 |
Погрузка мусора вручную |
тн |
|
6 |
ЕРN6 |
Перевозка мусора |
тн |
|
7 |
ЕРN7 |
Мойка дорожных ограждений |
100-м |
|
8 |
ЕРN8 |
Демонтаж поврежденных дорожных ограждений в результате ДТП |
100-м |
|
9 |
ЕРN9 |
Очистка дорожных ограждений щетками |
100-м |
|
10 |
ЕРN10 |
Окраска ограждений |
100м2 |
|
11 |
ЕРN11 |
Ремонт ограждений |
1м2 |
|
12 |
ЕРN12 |
Установка временных знаков и ограждений (тип 3.1-3.33) |
1шт |
|
13 |
ЕРN13 |
Установка на дорогах временных знаков и ограждений (тип 1.1, 1.2, 1.5-1) |
1шт |
|
14 |
ЕРN14 |
Установка на дорогах временных знаков и ограждений (тип 4.1.1-4 (2) |
1шт |
|
15 |
ЕРN15 |
Установка дорожных знаков |
1шт |
|
16 |
ЕРN16 |
Замена щитка дорожного знака |
1шт |
|
17 |
ЕРN17 |
Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия с вывозом строительного мусора |
100м2 |
|
18 |
ЕРN18 |
Ямочный ремонт с использованием холодной асфальтобетонной смеси |
100м2 |
|
19 |
ЕРN19 |
Заливка трещин в асфальтобетонном покрытии в ручную |
100-м |
|
20 |
ЕРN20 |
Устройство водоотводных канав |
1000 м3 |
|
21 |
ЕРN21 |
Перевозка грунта |
тн |
|
22 |
ЕРN22 |
Вырубка кустарника и мелколесья вручную |
100м2 |
|
23 |
ЕРN23 |
Скашивание травы |
100м2 |
|
24 |
ЕРN24 |
Исправление профиля гравийного покрытия с добавлением нового материала |
1000м2 |
|
25 |
ЕРN25 |
Планировка обочин автогрейдером с добавлением нового материала |
1000м2 |
|
26 |
ЕРN26 |
Исправление профиля гравийного покрытия без добавлением нового материала |
1000м2 |
|
27 |
ЕРN27 |
Планировка обочин автогрейдером без добавления нового материала |
1000м2 |
|
28 |
ЕРN28 |
Планировка гравийных дорог |
1000м2 |
|
29 |
ЕРN29 |
Уборка случайного мусора с придорожных газонов |
100 м2 |
|
30 |
ЕРN30 |
Очистка водоотводных лотков и быстростоков вручную |
100 м |
|
31 |
ЕРN31 |
Нанесение дорожной разметки 1.14.1 холодным пластиком |
10м2 |
|
32 |
ЕРN32 |
Очистка дорог от снега плугом и щеткой или щеткой на базе КДМ |
10000м2 |
|
33 |
ЕРN33 |
Очистка от снега автогрейдером |
10000м2 |
|
34 |
ЕРN34 |
Очистка обочин от снега снегоочистителями на базе трактора |
10 км. |
|
35 |
ЕРN35 |
Посыпка противогололедными материалами (фрикционный материал) |
10000м2 |
|
36 |
ЕРN36 |
Посыпка противогололедными материалами (ПСС) |
10000м2 |
|
37 |
ЕРN37 |
Очистка от снега вручную |
1000м2 |
|
38 |
ЕРN38 |
Очистка от снега автопавильонов |
1000м2 |
|
39 |
ЕРN39 |
Очистка от снега тракторной щеткой |
1000м2 |
|
40 |
ЕРN40 |
Россыпь песка вручную |
1000м2 |
|
41 |
ЕРN41 |
Погрузка мусора и снега вручную |
тн |
|
42 |
ЕРN42 |
Погрузка погрузчиком снега |
100м3 |
|
43 |
ЕРN43 |
Перевозка мусора и снега |
тн |
|
|
|
|
|
В соответствии с п. 4.4.2 контракта Подрядчик обязан выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту, в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Согласно п. 2.3 Технической части (Приложение N 1 к контракту) в течение 5-ти дней с момента заключения контракта Подрядчик предоставляет Заказчику на согласование проект набора работ на предстоящий отчетный период, который включает в себя виды и объемы работ, а в срок до 01 числа месяца выполнения работ - на последующий период. Заказчик в течение 3-х дней рассматривает, согласовывает проект набора работ или направляет Подрядчику замечания по электронной почте, факсу, с последующей досылкой оригиналов документов. Подрядчик выполняет работы в полном соответствии с набором работ.
В соответствии с п. 4.1.7 контракта Заказчик вправе производить соответствующие записи в журналах производства работ. Давать обязательные для исполнения Подрядчиком предписания на устранение выявленных недостатков в работе по содержанию автомобильных дорог. Предписания с указанием даты подписания, выявленных нарушений и сроков исполнения направляются Заказчиком Подрядчику на адрес электронной почты, указанный в разделе 16 контракта "Местонахождение и банковские реквизиты сторон", с последующей досылкой оригиналов.
В силу п. 4.4.26 контракта Подрядчик обязан исполнять в установленные сроки предписания, выданные Заказчиком в соответствии с п. 4.1.7 контракта.
Письменно уведомлять Заказчика о выполнении требований предписаний в сроки, установленные предписаниями с предоставлением подтверждающих фотоматериалов.
В случае не предоставления Подрядчиком информации в установленный срок требования предписаний считаются неисполненными.
П. 4.4.24 контракта установлено, что Подрядчик обязан обеспечить наличие на дорожной технике, задействованной на выполнении работ в рамках контракта, бортового спутникового оборудования ГЛОНАСС с последующей передачей отчетных форм от спутникового навигационного оборудования, установленного на дорожной технике, на сервер единой автоматизированной системы Ситуационного центра Заказчика самостоятельно, либо посредством оператора, который оказывает услуги по навигационному мониторингу.
Согласно п. 4.4.25 контракта Подрядчик обязан в течение трех дней после заключения контракта обеспечить Заказчику беспрепятственный доступ к электронной системе спутниковой навигации ГЛОНАСС с отображением на мониторе Заказчика всех единиц техники в режиме онлайн.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: с момента заключения контракта по 31.12.2021.
П. 6.1 контракта установлено, что приемка выполненных работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца совместно представителями Заказчика и Подрядчика с выездом на место производства работ. По итогам совместной проверки Подрядчик передает два экземпляра отчетной и исполнительной документации:
- подписанный Акт о приемке выполненных работ, составленный по форме N КС-2;
- справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3;
- счет или счет-фактуру;
- журнал производства работ;
- документы, удостоверяющие качество и безопасность товаров (материалов), используемых при выполнении Работ;
- акты освидетельствования скрытых работ.
Указанные документы представляются в день осуществления приемки выполненных работ. При отсутствии указанных документов работы не принимаются.
Согласно п. 6.3 контракта Заказчик осуществляет приемку выполненных работ в течение 5 (пяти) дней и, в случае установления полного соответствия выполненных работ требованиям контракта, подписывает двусторонний Акт о приемке выполненных работ.
В соответствии с п. 6.4 контракта Акт о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) подписывается представителями Подрядчика и Заказчика с расшифровкой подписи, заверяется печатями Подрядчика (при наличии печати) и Заказчика. В случае если Акт о приемке выполненных работ подписан не уполномоченными лицами, отсутствует расшифровка подписей, отсутствуют печати Подрядчика (при наличии печати) и Заказчика, Акт о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) считается неподписанным, а работы непринятыми.
В силу п. 6.5 контракта Заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ, если их объем и качество не подтверждается исполнительной, другой технической документацией, также отчетными формами со спутникового навигационного оборудования ГЛОНАСС, предоставляемыми в соответствии с п. 4.4.25 контракта.
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2021 включительно.
Порядок расторжения контракта установлен в разделе 13 контракта.
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней.
Как следует из обращения заказчика, работы, предусмотренные контрактом, с 23.11.2021 Подрядчиком не исполняются.
В ходе проведенного выборочного мониторинга данных системы ГЛОНАСС специализированной техники ООО "ДЭСК", а также визуального осмотра объектов дорожного хозяйства, относящихся к собственности Хабаровского муниципального района, специалистами заказчика выявлено полное неисполнение требований контракта в период с 23.11.2021 по 24.12.2021 по очистке от снега следующих объектов дорожного хозяйства:
- Подъездная дорога к станции 2-го подъема (Гаровский водозабор;
- Автомобильная дорога от КПП ДВВРПСО МЧС РФ до границы СНТ "Сплав";
- тротуар на автодороге "8 км Федеральной автодороги "Восток" - п.им. Горького";
- тротуар на автодороге "Подъезд к с. Матвеевка";
- Комплексная компактная застройка территории в Мичуринском сельском поселении Хабаровского района Хабаровского края (внутриквартальные проезды 1 и 2 очереди)" (1 (первая) очередь);
- Комплексная компактная застройка территории в Мичуринском сельском поселении Хабаровского района Хабаровского края (внутриквартальные проезды 1 и 2 очереди) (1 (первый) этап 2 (второй) очереди).
С 23.11.2021 заказчиком в адрес Подрядчика (на электронную почту) направлены предписания на выполнение работ (исх. NN 1-18-1480, 1-18-1481, 1- 18-1482, 1-18-1483, 1-18-1484 от 23.11.2021, N 1-18-1502 от 25.11.2021, N 1-18- 1524 от 29.11.2021, N 1-18-1539 от 01.12.2021, N 1-18-1549 от 02.12.2021, N 1-18-1557 от 03.12.2021, N 1-18-1627 от 10.12.2021, N 1-18-1630 от 10.12.2021, N 1-18-1697 от 15.12.2021, N 1-18-1703 от 16.12.2021), требование о предоставлении информации исх. N 1-18-1540 от 01.12.2021 и требования об уплате неустойки (штрафа) (исх. N 1-18-1503 от 25.11.2021, N 1-18-1520 от 26.11.2021, N1-18- 1533 от 30.11.2021, N 1-18-1550 от 02.12.2021, N 1-18-1556 от 03.12.2021, N 1-18-1628 от 10.12.2021, N 1-18-1698 от 15.12.2021, N 1-18-1707 от 17.12.2021).
По результатам проведенного мониторинга выявлено фактическое неисполнение требований указанных предписаний.
Информация о ходе исполнения обязательств Подрядчиком по контракту, в том числе влияющая на условия надлежащего исполнения контракта, в адрес Заказчика не поступала.
Факт неисполнения Подрядчиком обязательств по контракту с 23.11.2021 подтверждается жалобами граждан на качество обслуживания дорог в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 24.11.2021 N 1514525, от 24.11.2021 N А26-09-151452532-СО1, в Администрацию Хабаровского района от 17.12.2021 N А27-09-1451, в Правительство Хабаровского края от 18.11.2021, от 24.11.2021, а также актами осмотра внутриквартальных проездов Комплексной компактной застройки территории в Мичуринском сельском поселении Хабаровского района Хабаровского края (внутриквартальные проезды 1 и 2 очереди) и осмотр а автомобильной дороги общего пользования "8 км федеральной автодороги "Восток" - пос. им. Горького", составленным 22.12.2021 комиссией администрации Хабаровского муниципального района.
Материалами дела установлено, что Подрядчиком фактически исполнены работы на общую сумму 20 593 039,00 рублей.
Невыполнение условий контракта в установленный контрактом срок явились основанием для принятия заказчиком 24.12.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 24.12.2021 и в этот же день направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 80080167539823). Контракт расторгнут с 02.02.2022.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 24.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 24.12.2021 размещено заказчиком в ЕИС и направлено в адрес ООО "ДЭСК" Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 80080167539823). Контракт расторгнут 02.01.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещения указанного решения в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, дата по истечении тридцати дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта - 23.01.2022.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С даты надлежащего уведомления Общества о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 02.02.2022.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Обстоятельств, объективно препятствующих выполнению работ, в ходе внеплановой проверки не установлено.
При этом после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "ДЭСК" не предприняло мер к надлежащему исполнению условий контракта.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "ДЭСК" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, в материалы дела не представлены доказательства фактической компенсации заказчику убытков в виде уплаты неустойки (пени, штрафов).
Таким образом, ООО "ДЭСК" допущено существенное нарушение условий контракта.
Доводы пояснений ООО "ДЭСК" о надлежащем исполнении обязательств по контракту отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку доказательств надлежащего исполнения обязательств по выполнению работ, предусмотренных контрактом, Обществом не представлено.
Так, ООО "ДЭСК" не представлено актов выполненных работ, фото-видео материалов, иных доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение работ по указанным заказчиком местам, относящимся к области дорог, включенных в условия муниципального контракта. Также Обществом в период с 23.11.2021 не направлялись счета на оплату выполненных работ, иные документы, необходимые для принятия работ заказчиком.
При этом заказчиком неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений, обусловленные поступающей информацией о допускаемых нарушениях при содержании автомобильных дорог общего пользования (обращения граждан, органов местного самоуправления и т.д.).
Доводы Общества о невозможности выполнения работ в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями с указанием на информацию от ФГБУ "Дальневосточное УГМС" за период 22.11.2021 по 24.11.2021 не свидетельствуют о невозможности надлежащего выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в последующем.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "ДЭСК" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ДЭСК", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Ст. 103 Закона N 44-ФЗ установлен порядок ведения реестра контрактов.
В силу ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Из положений ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ следует, что информация, указанная в п.п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно обращению заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), датой расторжения является 02.02.2022.
Таким образом, информация о расторжении контракта подлежит направлению в реестр контрактов до 09.02.2022 включительно.
Вместе с тем, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация о расторжении контракта заказчиком в реестр контрактов не направлена. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, указанное нарушение не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка расторжения контракта, не влияет на права участника закупки, а также не является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные заказчиком - комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района об ООО "ДЭСК" (ИНН 2709014952), учредителе (директоре) Общества Воробьеве Андрее Александровиче (ИНН 272396040920) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.01.2021 N 19.Р.ЭА.КОЖД.20 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района (реестровый номер 3272004724621000001), заключенного по результатам закупки (Извещение от 16.12.2020 N 0822600006720000341), сроком на два года.
2. Признать заказчика - комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 февраля 2022 г. N РНП-57
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022