Резолютивная часть объявлена 08.02.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.02.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н.. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности N б/н от 23.11.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Горленко В.А. по доверенности N 2 от 01.01.2022, Кондаков Р.В. по доверенности N 9 от 17.11.2021, Шульгин О.В. по доверенности N 11 от 17.11.2021, Дергунов С.Ю. по доверенности N 12 от 17.11.2021, Крылова И.В. по доверенности N 10 от 17.11.2021,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 01.02.2022 N950/22, на действия Заказчика - Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг охраны (извещение N 0187200001422000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 01.02.2022 N950/22, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг охраны (извещение N 0187200001422000001)
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заказчик незаконно установил в документации требование о необходимости использования охранниками победителя закупки при оказании охранных услуг конкретных видов и типов оружия.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствие со статьей 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150- ФЗ "Об оружии" оружие делится на 3 вида в зависимости от целей его использования, а именно гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное:
Гражданское
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Боевое ручное стрелковое и холодное
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации), а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Служебное
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Таким образом, исполнитель не имеет право оказывать охранные услуги ни каким другим оружием, кроме как служебным.
Перечень видов вооружения частных охранников регламентирован приложением N3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
В соответствии с данным перечнем к вооружению частных охранников относится:
1. Сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:
а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
2. Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
а) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства;
б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;
в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России.
3. Сертифицированные в установленном порядке:
а) патроны к служебному оружию отечественного производства;
б) патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздрава России.
В техническом задании указано:
5.Выделяет дополнительно двух сотрудников, для предотвращения противоправных действий в отношении лиц замещающих государственные должности, работников Заказчика, приглашенных гостей и иных лиц, а также для поддержания общественного порядка, экипированных в форменную одежду, имеющих при себе специальные средства (наручники, палка резиновая, электрошокер), боевое нарезное автоматическое ручное стрелковое оружие и служебное короткоствольное оружие с нарезным стволом на все время проведения заседаний комитетов и заседаний Думы автономного округа - Югры по письменной заявке.
Сотрудник охраны:
1.При заступлении на дежурство имеет при себе:
а) удостоверение;
б) выписку (копию выписки) из протокола о прохождении периодической проверки теоретических знаний на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и оружия;
в) свидетельство установленной формы о сдаче квалификационного экзамена с присвоением квалификационного разряда не ниже шестого;
г) специальные средства (наручники, палка резиновая, электрошокер);
д) служебное короткоствольное оружие с нарезным стволом (по письменной заявке Заказчика боевое нарезное автоматическое ручное стрелковое оружие)
В связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчик, указав в техническом задание вид оружия "служебное короткоствольное" не нарушил требования законодательства Российской Федерации, вместе с тем, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к мнению, что Заказчиком установлены требования к служебному оружия в связи со спецификой помещения (должна быть надлежащая охрана), но без явного демонстрирования оружия посещающим Администрацию города Нефтеюганска гражданам.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированное Заказчиком требование к конкретному типу оружия из разрешенных к использованию в частной охранной организации привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Вместе с тем, Заказчиком неправомерно установлено требование, что по его заявке, охранники должны быть вооружены автоматическим боевым ручным стрелковым оружием.
Данное требование не исполнимо ни для одной частной охранной организации ввиду того, что все виды и типы оружия, которые может использовать частная охранная организация закреплены в перечне видов вооружения частных охранников, который установлен приложением N3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным в части, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заказчика о возможности привлечения государственного военизированного органа для обеспечения автоматическим стрелковым боевым оружием (по заявке) подлежит отклонению ввиду отсутствия у частной охранной организации привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц, иное бы противоречило основе и принципам контрактной системы.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 01.02.2022 N950/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 01.02.2022 N950/22, на действия Заказчика - Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг охраны (извещение N 0187200001422000001) обоснованной в части (согласно мотивировочной части решения).
2. Признать в действиях Заказчика - Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 февраля 2022 г. N 086/06/33-176/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2022