Резолютивная часть решения оглашена "09" февраля 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "14" февраля 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
МБУ КДО (далее - Заказчик) -ООО "Дагстройсервис" (далее - Общество, Подрядчик) -
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 12.01.2022 от исполнения контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 на реновацию Городского Сада, как части единой общественной-рекреационной зоны г. Рассказово, Тамбовской области (первая очередь), заключенного с ООО "Дагстройсервис",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного учреждения "Культурно-досуговое объединение" (далее - МБУ КДО) (вх. от 02.02.2021 N 598) о направлении сведений об ООО "Дагстройсервис" (67039, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-кт Гамидова, д. 18ж, офис 908, ИНН 0571003101) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 12.01.2022 от исполнения контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 на реновацию Городского Сада, как части единой общественной-рекреационной зоны г. Рассказово, Тамбовской области (первая очередь), заключенного с ООО "Дагстройсервис", в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил об обстоятельствах неисполнения ООО "Дагстройсервис" заключенного контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 и обоснования причин расторжения контракта, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.1, п. 11.2 контракта, Заказчик 12.01.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое направлено Обществу и размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 на реновацию Городского Сада, как части единой общественной-рекреационной зоны г. Рассказово, Тамбовской области (первая очередь) с ООО "Дагстройсервис" установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003021000669 МБУ КДО 05.04.2021 заключило контракт на реновацию Городского Сада, как части единой общественной-рекреационной зоны г. Рассказово, Тамбовской области (первая очередь) с ООО "Дагстройсервис" на сумму 67 626 392,10 рублей.
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении подрядчика), документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Пунктом 1.4 контракта установлено, в том числе, следующее: "Объем, содержание работ по Контракту определяются Приложением N 1 к Контракту (проектно-сметная документация)".
Согласно пунктам 4.1, 4.2 контракта: "Место выполнения работ: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Красноармейская, д.83.
Сроки выполнения работ: установлены в Приложении N 3 к Контракту (График выполнения строительно-монтажных работ)".
В приложении N 3 к контракту "График выполнения строительно-монтажных работ "Реновация Городского Сада, как части единой общественно - рекреационной зоны г. Рассказово Тамбовской области (первая очередь)" установлено, в том числе, следующее:
Этап |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Срок исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или)части работ отдельного вида работ |
|
|
|
Дата начала работ |
Дата завершения работ |
1 |
Подготовка территории строительства. |
Не позднее 29.04.2021 |
Не позднее 30.04.2021 |
2 |
Вертикальная планировка |
Не позднее 04.05.2021 |
Не позднее 06.05.2021 |
|
Основной период |
|
|
3 |
Культурно - досуговый центр |
Не позднее 11.05.2021 |
Не позднее 01.11.2021 |
4 |
Модульная котельная |
Не позднее 15.06.2021 |
Не позднее 27.07.2021 |
5 |
Фонтан |
Не позднее 01.07.2021 |
Не позднее 05.08.2021 |
6 |
Сети электроснабжения. |
Не позднее 13.09.2021 |
Не позднее 28.09.2021 |
7 |
Наружное освещение |
Не позднее 11.07.2021 |
Не позднее 11.09.2021 |
8 |
Монтаж дизель - генераторной установки |
Не позднее 16.08.2021 |
Не позднее 03.09.2021 |
9 |
Тепловая камера. Сети теплоснабжения |
Не позднее 11.07.2021 |
Не позднее 20.09.2021 |
10 |
Сети водоснабжения и водоотведения |
Не позднее 21.06.2021 |
Не позднее 05.09.2021 |
11 |
Сети газоснабжения |
Не позднее 11.08.2021 |
Не позднее 01.10.2021 |
12 |
Художественное оформление |
Не позднее 01.10.2021 |
Не позднее 01.11.2021 |
13 |
Устройство дорожек, тротуаров |
Не позднее 11.09.2021 |
Не позднее 01.11.2021 |
В указанный срок работы по контракту не были выполнены.
На рассмотрение дела ООО "Дагстройсервис" представило письменные пояснения (вх. от 09.02.2022 N 761), в которых пояснило, что в ходе выполнения работ по контракту выявлялись множественные несоответствия в проектно-сметной документации, различия по фактическим объемам работ, в период корректировки, работы на объекте приостанавливались. Также сообщило, что нарушение срока выполнения работ допущено по причинам, не зависящим от Общества, а именно по вине Заказчика, о чем представлена переписка.
Заказчик возражал указанному, сообщил что им оперативно принимались меры, способствующие своевременному исполнению Подрядчиком своих обязательств по контракту.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что по состоянию на 11.01.2021 в адрес Заказчика поступили акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) не в полном объеме, а именно процент выполнения работ составил 40,2%. Оплата Заказчиком по представленным КС-2 и КС-3 произведена в полном объеме.
В материалы дела представлена переписка сторон, свидетельствующая об определенных неточностях в проектной документации, ответы Заказчика и проектировщика с решением возникавших у Подрядчика вопросов.
Установлено, что изменения в проектную документацию не вносились, а только корректировалась рабочая документация, о чем дали пояснения Стороны.
29.10.2021 Стороны в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе заключили дополнительное соглашение N 6 к контракту, согласно которому продлили срок исполнения контракта до 27.12.2021.
В срок, установленный дополнительным соглашением к контракту, работы со стороны Подрядчика не были выполнены.
Необходимо отметить, что, заключив дополнительное соглашение к контракту, Подрядчик подтвердил обязательство на выполнение работ в полном объеме и в срок, указанный в данном соглашении - до 27.12.2021.
Однако, Подрядчик на рассмотрение материалов дела не представил документы, подтверждающие обоснованность приостановления работ или факт их выполнения в период с момента заключения дополнительного соглашения о продлении срока исполнения контракта. Данная ситуация подтверждает нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ.
Невыполнение Подрядчиком работ в установленный дополнительным соглашением к контракту срок по причине наступления зимнего периода времени, роста цен на строительные материалы (письмо ООО "Дагстройсервис" от 15.12.2021 N 31) не может являться основанием для приостановления работ на объекте. Общество, заключив контракт, а в последствии дополнительное соглашение на увеличение срока исполнения контракта (с 29.10.2021 по 27.12.2021), было обязано его полностью исполнить.
Кроме того, увеличение цены контракта (в связи с ростом цен на строительные товары) возможно было только при соблюдении условий, определенных в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (ред. от 31.12.2021) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Доказательств тому, что произошел рост цен на товары (материалы), используемые при выполнении работ по данному контракту Подрядчик не представил, как в настоящее дело, так и Заказчику на протяжении всего периода действия контракта.
Обществом не были предприняты все необходимые и возможные меры в данной ситуации по надлежащему исполнению контракта, что являлось обязательным в силу Закона о контрактной системе. При этом заказчиком многократно направлялись претензии (от 12.05.2021 N 54, от 11.08.2021 N107а, от 09.08.2021 N 107, от 16.08.2021 N109, от 29.09.2021 N118, от 29.09.2021 N119, от 29.09.2021 N 120, от 29.09.2021 N121, от 29.09.2021 N122, от 06.10.2021 N 129, от 16.11.2021 N151) о нарушении сроков выполнения работ с указанием о необходимости наращивания темпов выполнения работ и трудовыми ресурсами во избежание срыва срока исполнения контракта, а также требования об уплате неустойки в связи с нарушением сроков выполнения работ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Подрядчик при рассмотрении материалов РНП документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта в полном объеме не представил. Также не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик, разместив закупку в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", рассчитывал на получение результата, однако, ООО "ДАГСТРОЙСЕРВИС" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Невыполнение Подрядчиком условий контракта привело к срыву реализации Заказчиком данного национального проекта.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о нарушении Подрядчиком существенных условий контракта, наличии в его действиях (бездействии) вины, что свидетельствует о необходимости включения ООО "ДАГСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ.".
Согласно п. 11.2 контракта: "Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
12.01.2022 МБУ КДО на основании ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и п.п. 11.1, 11.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 с ООО "Дагстройсервис".
12.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.04.2021 N 0164200003021000669 было размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, а также направлено заказным письмом по почте и по электронной почте.
12.01.2022 ООО "Дагстройсервис" направило Заказчику письмо N 1 с просьбой отозвать принятое решение. Также заверило, что работы будут выполнены с ускоренными темпами при улучшении погодных условий.
Таким образом, МБУ КДО надлежащим образом уведомило ООО "Дагстройсервис" об одностороннем расторжении контракта, то есть в соответствии с ч. 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи.
ООО "Дагстройсервис" в десятидневный срок после надлежащего его уведомления со стороны Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не выполнил необходимую часть работ по контракту.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением "Культурно-досуговое объединение" в отношении ООО "Дагстройсервис" (367013, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-кт Гамидова, д. 18, к. Ж, офис 908, ИНН 0571003101) и лица, исполняющего функции единоличного органа Общества -), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Дагстройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "Дагстройсервис" из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
А.Э. Агаурова
Исп. Иванов В.В., тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 февраля 2022 г. N РНП-68-8/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022