В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с обращением Контрольно-счетной палатой Иркутской области, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), на основании приказа Иркутского УФАС России N 038/76/22 от 13 января 2022 года "О проведении внеплановой проверки" инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: "...";
участники Инспекции: "..."; "...";
Проведена внеплановая (камеральная) проверка в отношении заказчика - Министерства имущественных отношений Иркутской области на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении закупок, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией изучены следующие документы:
- Обращение Контрольно-счетной палатой Иркутской области;
- Акт Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 23 ноября 2021 по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка законности и
результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 - 2020 годах на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье";
-Письменные пояснения Министерства имущественных отношений Иркутской области;
- Иные материалы дела.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
Контрольно-счетной палатой Иркутской области проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 - 2020 годах на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье". Объектом контрольного мероприятия являлось Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Сроки проведения контрольного мероприятия: c 08.09.2021 по 22.11.2021 с приостановкой с 11.10.2021 по 08.11.2021.
Так в своем Акте от 23 ноября 2021 по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 - 2020 годах на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" Контрольно-счетная палата Иркутской области указывает, что сложившаяся в 2019-2020 годах в Иркутской области практика закупок жилых помещений для детей сирот не соответствовала отдельным требованиям законодательства в сфере закупок. В ряде случаев по договорам купли-продажи приобретены жилые помещения не соответствующие установленным требованиям, в том числе и на первичном рынке у застройщиков (г. Шелехов, г. Усолье-Сибирское). В результате несоблюдения основных принципов законодательства в сфере закупок подавляющее большинство жилых помещений приобретено по начальной максимальной цене контракта из-за отсутствия конкуренции, а также искусственного создания условий для ее ограничения. В основном все аукционы признаны несостоявшимися из-за участия единственного участника, а контракты заключены с единственным поставщиком.
Так, большинство закупок в 2019 году (21 ед. или 93 %), в 2020 году (77 ед. или 57 %) осуществлено путем объединения в один лот нескольких закупок (приобретения нескольких или множества жилых помещений). Все данные контракты заключены по начальной (максимальной) цене объявленной закупки.
В рамках проводимых аукционов заказчиком в рамках одной закупки приобреталось сразу от двух до тридцати квартир (в основном 10, 12). При этом у заказчика не имелось обоснованных препятствий по проведению аукционов для приобретения отдельных квартир в рамках одной закупки. Электронными документациями закупок установлены требования о наличии прав собственности продавцов на все реализуемые жилые помещения. Установление подобных требований, по мнению КСП области, привело к ограничению количества участников размещения заказа, в том числе к ограничению в подаче своих заявок физическими лицами (которые не имеют в собственности одномоментно сразу указанное количество квартир, удовлетворяющих требованиям документации), несмотря на то, что в силу законодательства они были вправе принять участие в аукционах.
Инспекция, исследовав представленные материалы, приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44- ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Таким образом, следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой. При этом, из смысла указанных норм следует, что критерии функциональной и технологической связи между товарами должны одновременно присутствовать при включении в один лот нескольких товаров (работ, услуг).
Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 11.10.2017 г. N 24-02-07/67790 также указывает, что не допускается включать в один объект закупки закупку товаров, работ, услуг, не связанных между собой функционально и технологически.
Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится закупка путем проведения аукциона, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Таким образом, неправомерно включать в состав одного лота несколько объектов недвижимости - помещения (благоустроенные квартиры), которые не отвечают указанным выше критериям: они не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, они не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами.
При этом, единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию квартир, установленные техническим заданием, не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, а являются признаками характеристик каждого объекта в отдельности.
Инспекция Иркутского УФАС, обращает внимание на то, что рынок жилья существенно отличается от высокоорганизованных рынков стандартизированных товаров. Его специфика, связанна с локальным размещением, территориальной привязкой объектов, двойственным характером. Различают первичный (новые жилые объекты) и вторичный рынки жилой недвижимости.
В отличие от рынка новых (вновь возведенных) жилых помещений рынок вторичного жилья имеет свои особенности. Так, под вторичным рынком недвижимости - понимаются сделки, совершаемые с уже созданными объектами, находящимися в эксплуатации и связанные с перепродажей или с другими формами перехода поступивших на рынок объектов от одного владельца к другому.
В состав участников рынка вторичной недвижимости входят следующие категории участников :
- покупатели - физические и юридические лица;
-риэлторы - индивидуальные предприниматели или юридические лица, профессионально занятые посредничеством при заключении сделок по купле-продажи, аренде коммерческой или жилой недвижимости, путем сведения партнеров по сделке;
- продавцы вторичной жилой недвижимости - собственники вторичной жилой недвижимости - физические и юридические лица.
По данным Территориального органа Государственной статистики по Иркутской области на 01.01.2022 г. по виду деятельности "деятельность по операциям с недвижимым имуществом" на территории области зарегистрировано 4082 юридических лица.
По данным Информационного агентства Интерфакс система СПАРК в Иркутской области на 01.01.2021 года в сфере операций с недвижимостью зарегистрировано 4156 юридических лица.
Вторичный рынок недвижимости Иркутской области имеет развитую конкурентную среду, на котором действует достаточное количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе профессионально занятых в предоставлении посреднических услуг при совершении сделок с жилой недвижимостью, и характеризуется большим числом продавцов, но при этом, как правило, предлагающих к продаже один объект в рамках одной сделки.
Следовательно, включение в один лот несколько функционально и технологически не связанных объектов - жилых помещений (квартир) приводит к ограничению числа участников в соответствующей закупке, что подтверждается в том числе результатами торгов, так в большинстве исследуемых закупок победителями признаются одни и те же лица.
При этом, учитывая, что объектом закупки являются жилые помещения (квартиры), заказчик при проведении аукционов изначально располагал сведениями о том, что данные объекты не могут быть функционально и технологически связаны между собой.
Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.03.2019 N Ф03-262/2019 по делу N А51-11826/2018, Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 N 08АП-6700/2020 по делу N А75-2051/2020.
Также, ФАС России в своем письме от 28.11.2019 года N АК/104308/19 указывает, что укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекция также приходит к выводу о наличии нарушений в части установления в документации требований к составу заявок на участие в электронных аукционах.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По своей сути исследуемые контракты представляют собой форму договора купли-продажи.
Согласно положениям статьи 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, также собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 1 статьи 288 ГК РФ также установлено, что только собственник жилого помещения вправе распоряжаться им (соответственно заключать сделки по его продаже, дарению, завещанию и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В силу части 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (части 1 статьи 551 ГК РФ).
Таким образом, в силу части 2 статьи 223 ГК РФ право собственности возникает после государственной регистрации права на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и вносится сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Кроме того, каждое жилое помещение имеет свои индивидуализирующие признаки, к которым в частности относятся адресообразующие элементы и кадастровый номер.
Так, Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" установлено, что под адресообразующими элементами понимается страна, субъект Российской Федерации, федеральная территория, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
Более того, адрес, присвоенный объекту адресации является уникальным и не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.
Частью 1 статьи 5 Закон N 218-ФЗ установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
А значит заказчик при утверждении документации обязан установить требование к участникам закупки о предоставлении в составе своей заявки документов, подтверждающих право собственности участника на предлагаемые к покупке жилые помещения с указание их индивидуализирующих признаков.
Согласно анализу документаций об электронных аукционах такие требования отсутствуют.
Заказчиком установлено, что "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу о том, что в документации о закупке должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии на праве собственности жилого помещения, предлагаемого к закупке, и о представлении подтверждающих документов (копии свидетельства о государственной регистрации права собственности или выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию).
Таким образом, заказчиком при утверждении документаций на приобретение жилых помещений допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проверки Инспекцией со стороны заказчика также установлены нарушения, связанные с заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так анализ первых частей заявок на участие в электронных аукционах показал, что участники в своих заявках предлагают жилые помещения общей площадью 33 кв.м. каждое.
Инспекцией установлены противоречия между предложениями участников и условиями заключенных впоследствии контактов.
Так, согласно части 10 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 данной статьи, и максимальному значению цены контракта.
В соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч. 24 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ), в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, в любом случае контракт заключается по цене и на условиях, предложенных победителем либо единственным участником аукциона в своей заявке.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что по контракту N Ф.2020.3067 "Продавец передает, а Покупатель приобретает в собственность Иркутской области следующие жилые помещения:
1) Квартира назначение: жилое, общая площадь 31,59 кв.м, этаж 4, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Интернациональная, дом 5, кв.3, кадастровый номер: 38:41:000000:00:2376/85:13
2) Квартира назначение: жилое, общая площадь 31,0 кв.м, этаж 5, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, дом 2А, кв.7, кадастровый номер: 38:31:000038:5412;
3) Квартира назначение: жилое, общая площадь 45,7 кв.м, этаж 1 адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Сеченова, дом 7, кв.2, кадастровый номер:38:31:000039:2362;
4) Квартира назначение: жилое, общая площадь 45,36 кв.м, этаж 3, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Машиностроителей, дом 1, кв.9, кадастровый номер: 38:31:000020: 537;
5) Квартира назначение: жилое, общая площадь 40 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, Стопани дом 3, кв.4, кадастровый номер: 38:31:000029: 960;
6) Квартира назначение: жилое, общая площадь 45,3 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. проезд Фестивальный, дом 7, кв.4, кадастровый номер: 38:31:000028:2454;
7) Квартира назначение: жилое, общая площадь 41,47 кв.м, этаж 4, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Сеченова, дом 3, кв.3, кадастровый номер: 38:31:000000:00:2002/33:63
8) Квартира назначение: жилое, общая площадь 30 кв.м, этаж 4, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Коростова, дом 7, кв.6, кадастровый номер: 38:31:000020:2707
9) Квартира назначение: жилое, общая площадь 41 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Машиностроителей, дом 1, кв.9, кадастровый номер: 38:31:000020:535
10) Квартира назначение: жилое, общая площадь 44,80 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Сеченова, дом 5, кв.1, кадастровый номер: 38:31:000000:00:752/15:51
11) Квартира назначение: жилое, общая площадь 44,9 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Куйбышева, дом 2, кв.3, кадастровый номер: 38:31:000028:4957; (далее - жилые помещения)".
По контракту N Ф.2020.2850 "Продавец передает, а Покупатель приобретает в собственность Иркутской области следующие жилые помещения:
1) квартира, назначение: жилое, общая площадь 39,1 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный, 3 квартал, д 7, кадастровый номер: 38:25:020107:128;
2) квартира, назначение: жилое, общая площадь 38,2 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный, 3 квартал, д.10, кадастровый номер: 38:25:020107:131;
3) квартира, назначение: жилое, общая площадь 40,1 кв.м, этаж 3, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный, 4 квартал, д.6, кадастровый номер: 38:25:020107:147;
4) квартира, назначение: жилое, общая площадь 42,3 кв.м, этаж 5, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный, 4 квартал, д.18, кадастровый номер: 38:25:020107:159;
5) квартира, назначение: жилое, общая площадь 40,4 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный, 1 квартал, д.23, кадастровый номер: 38:25:020107:62;
6) квартира, назначение: жилое, общая площадь 39,1 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, м-н Южный21 квартал, д.7, кадастровый номер: 38:25:020107:48;
7) квартира, назначение: жилое, общая площадь 38,5 кв.м, этаж __, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская обл, Слюдянский р-н, г Байкальск, мкр Южный, 2-й кв-л, д.7, кадастровый номер: 38:25:020107:77;(далее - жилые помещения)".
Соответственно, произвольное изменение, при заключении контракта, характеристик товаров (квадратные метры квартир) относительно от характеристик, указанных в заявке: с 33 кв.м. на 39, 1 кв.м., 38,5 кв.м., 41,7 кв.м. и т.д., представляет собой нарушение заказчиком требований части 10 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно - заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт.
Кроме того, о нарушении указанной нормы свидетельствует следующее.
Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 30.04.2020 N 128-уг с 2020 года установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения отдельной категории детей сирот и лиц из их числа, достигших возраста 23 лет. Положение о порядке и условиях предоставления социальной выплаты, утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2020 N 390-пп.
Формирование Спецжилфонда для детей-сирот, осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учетом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области (ст. 5 Закона N 164-ОЗ).
Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2013 N 330-пп (далее - Порядок N 330-пп) и определяет правила организации работы по формированию Спецжилфонда для детей-сирот.
Включение жилого помещения в Спецжилфонд, и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа по управлению имуществом в течение 30 дней с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на данные жилые помещения.
В соответствии с частью 2 ст. 2 Закона N 164-ОЗ жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.
В соответствии с абз. 3 части 2 ст. 2 Закона N 164-ОЗ в случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение указанной общей площадью, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений.
Указанный порядок был утвержден лишь в 2021 году - приказом Министерства от 15.06.2021 N 26-мпр "Об установлении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области общей площадью более 33 квадратных метров по договорам найма специализированных жилых помещений".
В соответствии с п. 4 данного приказа разрешается приобретение жилого помещения большей площади, чем 33+5 кв.м., а именно: в случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в пункте 3 Порядка (33+5 кв.м.), жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот общей площадью более 33 квадратных метров при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 38 квадратных метров, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра, установленной в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, до 26.06.2021 года правовые основания для приобретения помещений свыше 38 кв.м. отсутствовали.
Инспекцией также установлено, что в 2020 году Министерством имущественных отношений Иркутской области заключено 27 дополнительных соглашений на изменение характеристик товаров, в том числе 14 на увеличение площади и 13 на уменьшение площади. Информация представлена в таблице:
N |
ГК |
ГК |
Доп. |
Отклонение |
|||
Сумма ГК |
Кол-во кв.м |
Сумма доп. |
Кол-во кв.м |
Сумма доп. |
Кол-во кв.м |
||
1 |
Ф.2020.0589 от 09.04.2020 |
16 141 500,0 |
379,1 |
16 276 500,0 |
388,5 |
135 000,0 |
9,4 |
2 |
Ф.2020.0657 от 01.04.2020 |
16 414 515,0 |
376,8 |
16 418 992,5 |
383,4 |
4 477,5 |
6,6 |
3 |
Ф.2020.1477 от 19.06.2020 |
13 898 016,0 |
356,8 |
13 138 983,0 |
331,3 |
-759 033,0 |
-25,5 |
4 |
Ф.2020.2711 от 29.07.2020 |
16 071 041,0 |
329,6 |
15 740 701,0 |
399,5 |
-330 340,0 |
69,9 |
5 |
Ф.2020.2722 от 29.07.2020 |
17 577 846,3 |
487,0 |
16 557 013,5 |
435,7 |
-1 020 832,8 |
-51,3 |
6 |
Ф.2020.2773 от 29.07.2020 |
14 226 698,3 |
364,6 |
13 547 461,5 |
336,4 |
-679 236,8 |
-28,2 |
7 |
Ф.2020.2776 от 06.08.2020 |
11 577 499,2 |
269,0 |
11 343 749,2 |
247,5 |
-233 750,0 |
-21,5 |
8 |
Ф.2020.2786 от 04.08.2020 |
11 586 840,5 |
295,9 |
11 586 840,5 |
313,7 |
0,0 |
17,8 |
9 |
Ф.2020.2831 от 29.07.2020 |
17 776 850,0 |
399,3 |
17 995 250,0 |
432,2 |
218 400,0 |
32,9 |
10 |
Ф.2020.2834 от 31.07.2020 |
15 005 237,5 |
371,5 |
14 912 975,0 |
355,6 |
-92 262,5 |
-15,9 |
11 |
Ф.2020.2851 от 30.07.2020 |
16 184 350,0 |
364,3 |
16 284 450,0 |
374,3 |
100 100,0 |
10,0 |
12 |
Ф.2020.2868 от 04.08.2020 |
14 851 679,0 |
396,2 |
14 491 764,6 |
377,7 |
-359 914,4 |
-18,5 |
13 |
Ф.2020.2877 от 06.08.2020 |
11 302 982,9 |
329,6 |
10 838 335,3 |
319,2 |
-464 647,6 |
-10,4 |
14 |
Ф.2020.2920 от 11.08.2020 |
16 757 917,0 |
472,8 |
15 651 000,0 |
428,9 |
-1 106 917,0 |
-44,0 |
15 |
Ф.2020.2958 от 14.08.2020 |
17 669 060,8 |
472,8 |
18 003 530,0 |
498,3 |
334 469,3 |
25,5 |
16 |
Ф.2020.3067 от 20.08.2020 |
15 517 575,2 |
425,9 |
14 661 074,3 |
392,1 |
-856 501,0 |
-33,8 |
17 |
Ф.2020.3880 от 13.11.2020 |
8 215 980,0 |
136,2 |
8 215 980,0 |
135,4 |
0,0 |
-0,8 |
18 |
Ф.2020.3893 от 20.11.2020 |
2 368 940,9 |
40,4 |
2 368 940,9 |
42,7 |
0,0 |
2,3 |
19 |
Ф.2020.2842 от 28.07.2020 |
15 724 800,0 |
367,8 |
15 738 450,0 |
368,1 |
13 650,0 |
0,3 |
20 |
Ф.2020.0458 от 06.04.2020 |
13 820 560,0 |
402,5 |
14 146 480,0 |
422,8 |
325 920,0 |
20,3 |
21 |
Ф.2020.2850 от 30.07.2020 |
11 039 000,0 |
258,6 |
9 466 150,0 |
234,1 |
-1 572 850,0 |
-24,5 |
22 |
Ф.2020.2869 от 03.08 2020 |
13 841 023,5 |
385,7 |
13 868 071,9 |
390,6 |
27 048,3 |
4,9 |
23 |
Ф.2020.3748 от 17.11.2020 |
14 122 035,0 |
411,6 |
13 444 838,0 |
359,2 |
-677 197,0 |
-52,4 |
24 |
Ф.2020.3059 от 18.08.2020 |
14 181 744,8 |
394,8 |
14 708 133,0 |
437,8 |
526 388,3 |
43,0 |
25 |
Ф.2020.0656 от 13.04.2020 |
14 537 778,8 |
343,5 |
14 575 869,0 |
344,4 |
38 090,3 |
0,9 |
26 |
Ф.2020.3753 от 10.11.2020 |
15 151 455,0 |
464,4 |
14 448 253,5 |
450,7 |
-703 201,5 |
-13,7 |
27 |
Ф.2020.3778 от 17.11.2020 |
8 857 845,6 |
264,4 |
8 193 507,2 |
265,0 |
-664 338,4 |
0,6 |
В соответствии с частью 1 статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается в точном соответствии и условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт (далее - условия контракта).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Аналогичной позиции придерживается Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 31 марта 2017 г. N ОГ-Д28-401, согласно которому: "При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Исчерпывающий перечень случаев (оснований) внесения изменений в контракт предусмотрены частью 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так согласно подпункту б) пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
Также частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено изменение количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Согласно части 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу части 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Таким образом, объектом договора купли-продажи в данных случаях выступает -жилое помещение (квартира) с установленными характеристиками, а не абстрактными квадратными метрами жилого помещения.
В документациях об электронных аукционах, по итогам которых заключены указанные выше контракты, в части III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлены требования к закупаемым объектам.
Так, например, в закупке извещение N 0134200000120003067 установлено, что заказчику необходимо количество (объем) закупаемого товара: Количество жилых помещений -11 штук.
В закупке извещение N 0134200000120003880, установлено, что заказчику необходимо количество (объем) закупаемого товара: Количество жилых помещений -3 штуки.
Следовательно, с учетом положений Гражданского кодекса РФ и положений документаций электронных аукционов при осуществлении закупок на приобретение квартир заказчик понимает под количеством, объемом закупаемого товара - количество квартир, а не их общую площадь. Тогда как площадь квартир является характеристикой закупаемого товара.
Всего заключено 13 дополнительных соглашений на сумму 9 521,0 тыс. рублей на уменьшение кв.м. жилых помещений, предусмотренных условиями контрактов с одновременным уменьшением цен контрактов. И 14 дополнительных соглашений на сумму 1 723,5 тыс. рублей на увеличение кв.м. жилых помещений, предусмотренных условиями контрактов с одновременным увеличением цен контрактов.
На основании изложенного, Инспекция приходит к выводу, что у Министерства имущественных отношений Иркутской области отсутствовали основания для заключения в 2020 году 27 дополнительных соглашений на изменение характеристик товаров, в том числе 14 на увеличение кв. м, 13 на уменьшение, так как указанными соглашения изменялось не количество, объем товара, а их качественные характеристики.
Следовательно, заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Иркутской области при проведении закупок, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" допущены нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 10 статьи 83.2, части 1 статьи 95, Федерального закона N 44-ФЗ.
Заключительная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Министерства имущественных отношений Иркутской области при проведении закупок, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" выявлены нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 10 статьи 83.2, части 1 статьи 95, Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекция Иркутского УФАС России предлагает руководителю Иркутского УФАС России материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности не передавать, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, Инспекция предлагает руководителю Иркутского УФАС России передать материалы дела в структурное подразделение Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
|
|
|
Руководитель Инспекции |
|
И.И. Ларин |
Участники Инспекции: |
|
А.А. Светлакова
А.А. Ловцевич |
Исп.: Ловцевич Александра Андреевна
Тел.: (3952) 24-32-31 вн.142
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 января 2022 г. N А51-11826/2018 (ключевые темы: жилой дом - дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - аукцион - контрольно-счетные органы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022