Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - Курулиной М.А. (доверенность от 13.01.2022 г. N01-09-394), представителя заявителя ООО "Мигалка" - Ярыкиной Н.Р. (доверенность от 01.01.2022 г. N010121/2), рассмотрев жалобу заявителя ООО "Мигалка" (вх. N1309/ж от 03.02.2022 г.) на действия заказчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан при проведении закупки N0111200001822000002 на предмет: "Поставка автоматизированных рабочих мест в составе",
УСТАНОВИЛА:
Извещения о проведении электронного аукциона N0111200001822000002 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 26.01.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 59 309 940,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком конкретных кодов позиции в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка автоматизированных рабочих мест в составе. Заказчиком установлен код позиции ОКПД 2 - 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода".
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что согласно техническому заданию в состав автоматизированного рабочего места входят системный блок, источник бесперебойного питания, клавиатура, монитор, подключаемый к компьютеру, мышь.
Вместе с тем, в извещении заказчиком установлен код ОКПД2 26.20.15.000, тогда как согласно техническому заданию, заказчиком, помимо прочего, закупаются: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, для каждого из которых есть конкретный код позиции КТРУ:
- Системный блок в сборе 26.20.15.000-00000001;
- Монитор, подключаемый к компьютеру 26.20.17.110-00000001;
- Источник бесперебойного питания 26.20.40.110-00000013;
- Мышь компьютерная 26.20.16.170-00000001;
- Клавиатура 26.20.16.110-00000001.
Указанные позиции КТРУ обязательны к применению начиная со следующих дат:
- Системный блок 26.20.15.000-00000001 с 06.01.2022 года
- Монитор, подключаемый к компьютеру 26.20.17.110-00000001 с 10.02.2022года
- Источник бесперебойного питания 26.20.40.110-00000013 с 21.01.2022 года
- Мышь компьютерная 26.20.16.170-00000001 с 01.10.2020года
- Клавиатура 26.20.16.110-00000001 с 01.10.2020года
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, учитывая, что извещение о проведении настоящего аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 26.01.2022 г., заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. То есть, указанные коды из КТРУ по позициям "Системный блок", "Источник бесперебойного питания", "Мышь компьютерная", "Клавиатура" должны быть включены в извещение.
Код ОКПД 2 используется заказчиками только по товарам, не имеющим соответствующей позиции в Каталоге.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установление заказчиком в извещении кода ОКПД2 при наличии кодов КТРУ является нарушением требований части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлены требования к дополнительным характеристикам товара, неустановленным в КТРУ.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" и Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обжалуемом аукционе заказчик был обязан установить коды из КТРУ по позициям "Системный блок", "Источник бесперебойного питания", "Мышь компьютерная", "Клавиатура".
Следовательно, учитывая вышеизложенное, а также установление запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 заказчик не должен был включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В ходе изучения технического задания, Комиссией установлено, что заказчиком указаны требования к дополнительным характеристикам товара, которые не предусмотрены КТРУ (системный блок: требования о наличии разъемов вентиляторов 4-pin, наличие интерфейса thunderbolt, поддержка слотов расширения pci-e; источник бесперебойного питания: требования о наличии выходных розеток типа euro, защита от короткого замыкания, защита от перегрузки, защита сети интернет, информационный дисплей LCD, поддержку APFC нагрузки и др.).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя.
Заказчиком нарушены требования пункта 5 Правил.
3. Относительно довода заявителя о направлении запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе анализа единой информационной системы Комиссией установлено, что заказчиком 31.01.2022 г. дан ответ на запрос разъяснений извещения об осуществлении закупки:
Запрос на разъяснение |
Разъяснения |
Заказчиком УСТАНАВЛЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Просим исключить из требования к товару установленные дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога (КТРУ) 26.20.15.000 - Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода. Вами применяется п. 616, таким образом Техническое задание должно быть составлено, согласно позиций каталога (КТРУ) с четкими формулировками. Просим составить Технические задание в соответствии с требованиями. Все требования, которые отсутствуют в каталоге, не могут содержаться в аукционной документации и быть частью Технических требований. В нынешнем виде документация не соответствует законодательству. Просим убрать требования, отсутствующие в КТРУ. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в ФАС для защиты своих прав. |
Согласно п.2.22 Межгосударственного стандарта ГОСТ 34.003-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3399), автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) - это отдельный набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач. Согласно ГОСТ 34.003-90 - продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач. Составные части АРМ не являются самостоятельным предметом закупки и указаны в техническом задании в качестве его составляющих, в связи с чем, коды ОКПД на них не указаны. В соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, ввиду отсутствия в каталоге позиции "Автоматизированное рабочее место", заказчиком составлено описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком. Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). |
Комиссия отмечает, что действующим законодательством не установлено требований к содержанию ответа на запрос разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
В рассматриваемом случае, ответ дан заказчиком в сроки, установленные статьей 42 Закона о контрактной системе, а также разъяснения не изменяли суть извещения об осуществлении закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя об установлении требований к поставке конкретного производителя.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной систем контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе анализа технического задания установлено, что заказчиком указаны требования к производителю процессора "Не менее Intel core i9 (11-го поколения)" без сопровождения словами "или эквивалент".
Также указаны требования к предустановленной операционной системе "Microsoft Windows 10 Professional" с примечанием: в связи с необходимостью обеспечить совместимость закупаемого программного обеспечения с программным обеспечением, используемым Заказчиком, слово "эквивалент" не включено в описание объекта закупки.
Техническое задание также содержит ссылку: "<**> Указания на товарный знак допускаются при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (для обеспечения совместимости с используемым заказчиком программным обеспечением)".
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком не закупаются запасные части и расходные материалы, а закупается новый товар, необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком отсутствует.
Следовательно, при указании требований к товарным знакам заказчику необходимо было указать о возможности поставки эквивалентного товара.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования частей 1, 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Мигалка" (вх. N1309/ж от 03.02.2022 г.) на действия заказчика Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан при проведении закупки N0111200001822000002 на предмет: "Поставка автоматизированных рабочих мест в составе" частично обоснованной по 1, 2 и 4 доводу.
2. Признать заказчика Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан нарушившими требования частей 1, 2 статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп. Кучеева Алина Сергеевна,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 9 февраля 2022 г. N 016/06/23-252/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022