рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ" (далее - Заявитель) на действия МБУ МО г. Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба" при проведении МКУ МО г. Горячий Ключ "МЦЗ" электронного аукциона: "Приобретение специализированной техники (Экскаватор-погрузчик)" (извещение N 0318300457622000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.01.2022 г. уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "МЦЗ" проводился электронный аукцион: "Приобретение специализированной техники (Экскаватор-погрузчик)" (извещение N 0318300457622000004). Заказчик - МБУ МО г. Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 850 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение содержит файл "Требования к содержанию и составу заявки.docx", где Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а именно: "1. Информация и документы об участнике закупки, подавшем заявку на участие в закупке в соответствии с п.п. "а"-"л" п.1 ч.1 ст. 43:
1.3 Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Информация и документы (предусмотренные подпунктами 1.1 - 1.9 пункта 1 направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
3. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
_ предложение участника закупки о цене контракта_".
Согласно пп. в) п. 1) ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с п. 2) ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Также Заказчик установил незаконное требование к содержанию заявки участника: предложение участника закупки о цене контракта. Участник не может в заявке установить предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. Заявка подается до проведения процедуры аукциона.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе:
Раздел 2: Описание объекта закупки
7.2. Количество и Технические требования к поставляемому товару
Год выпуска |
не ранее 2022 |
Установив требование "Год выпуска не ранее 2022" - Заказчик ограничивает участие в закупке тем участникам, кто может поставить абсолютно новую, не бывшую в употреблении, технику производства 4 квартала 2021 года, при этом Заказчиком не определено как наименование показателя или значение, более того установленное требование не относится к функциональной, технической и (или) эксплуатационной характеристике (в том числе их параметры).
Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - неверно установлены штрафы для Заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 6 850 000,00 рублей.
Вместе с тем, в разделе 6 проекта контракта указано:
6. Ответственность Сторон
6.2 ... За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
-1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
Допущенные нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Заказчиком установлено: "10.Форс-мажор
10.4. В период действия обстоятельств непреодолимой силы выполнение обязательств по контракту приостанавливается, и санкции за неисполнение договорных обязательств не применяются. Если, по мнению Сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
10.5. Наступление обстоятельств непреодолимой силы при условии, что приняты установленные меры по извещению об этом другой Стороны, продлевает срок выполнения договорных обязательств на период, по своей продолжительности соответствующий продолжительности обстоятельств и их последствий".
Указанный Заказчиком случай изменения существенного условия - срока исполнения обязательств - не подпадает под вышеперечисленные законные случаи.
В Гражданском Кодексе дано определение: чрезвычайные обстоятельства, предотвратить которые невозможно при существующих условиях, влекущие за собой невозможность исполнения договорных обязательств (ч. 3 ст. 401 ГК РФ). Сюда относят, например, стихийные бедствия, войны, эпидемии и т. д. Как следствие, доказанный факт наступления таких обстоятельств освобождает стороны сделки от ответственности, т. к. исключает их вину. Условия наступления форс-мажора рассматриваются в статьях 401 и 402 Гражданского Кодекса России.
Закон о контрактной системе не содержит расшифровки понятия форс-мажор и не регламентирует перечень обстоятельств непреодолимой силы.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ МО г. Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБУ МО г. Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба", уполномоченному органу - МКУ МО г. Горячий Ключ "МЦЗ" выдано предписание N20 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 февраля 2022 г. N 88/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022