рассмотрев жалобу ООО "МИСТРА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (набор гинекологический; зеркало гинекологическое; зонд урогенитальный)" (извещение N 0318300299422000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.02.2022 г. Заказчиком - ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (набор гинекологический; зеркало гинекологическое; зонд урогенитальный)" (извещение N 0318300299422000023).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 158,60 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2), п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В Извещении установлен объект закупки - "Поставка изделий медицинского назначения (набор гинекологический; зеркало гинекологическое; зонд урогенитальный)". Идентификационный код закупки - 223230601727723060100100830013250244.
Объект закупки
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции по КТРУ |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||
Набор гинекологический М |
32.50.13.190 |
|
Штука |
200 |
289.83 |
57966.00 |
||
Зонд маточный, одноразового использования |
32.50.13.190 |
|
Штука |
10 |
87.85 |
878.50 |
||
Зеркало вагинальное, одноразового использования |
32.50.13.190 |
|
Штука |
50 |
73.92 |
3696.00 |
||
Набор гинекологический М |
32.50.13.190 |
|
Штука |
200 |
315.47 |
63094.00 |
||
Скребок клеточный, одноразового использования |
32.50.13.190 |
|
Штука |
300 |
11.33 |
3399.00 |
||
Набор гинекологический, смотровой M |
32.50.13.190 |
|
Штука |
2500 |
164.53 |
411325.00 |
||
Набор гинекологический М |
32.50.13.190 |
|
Штука |
100 |
315.47 |
31547.00 |
||
Набор гинекологический S |
32.50.13.190 |
|
Штука |
70 |
164.53 |
11517.10 |
||
Набор гинекологический S |
32.50.13.190 |
|
Штука |
70 |
172.00 |
12040.00 |
||
Зеркало вагинальное, одноразового использования |
32.50.13.190 |
|
Штука |
50 |
73.92 |
3696.00 |
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении установлена информация о запретах и об ограничениях:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Присутствуют |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не применяется в связи с отсутствием данного товара в реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга. |
|
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение электронного аукциона содержит Приложение N1 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены количество, ассортимент, качественные и функциональные характеристики товара.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены значения показателей, которые ограничивают количество участников закупки. В действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1) ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе. На этом основании ООО "МИСТРА" 04.02.2022. был составлен и размещен Запрос на разъяснение аукционной документации (Запрос N1150):
"_ просим Вас разъяснить почему Объект закупки описан так, что профессиональные участники рынка однозначно понимают, что в Позициях с 1 по 3 (Приложение N1 Описание объекта закупки) речь идет о единственном производителе наборов с определенными зеркалами, а именно об наборах ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" (Юридический адрес: 121374, г. Москва, ул. Багрицкого, д. 10, корп. 3, стр. 4., ОГРН 1137746903425), далее в тексте - ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА"
Учитывая, что Федеральный закон 44-ФЗ не содержит пункт/часть/статью, позволяющих участникам процедуры закупки обсуждать потребности Заказчика, а также требовать установления определенных параметров и что Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, обращаем Ваше внимание, что Заказчик также должен руководствоваться характеристиками товара, указанными в КТРУ.
Зеркало гинекологическое полимерное по Куско (расширитель влагалищный), которое входит в состав набора в Позиции 1 документации является позицией КТРУ N 32.50.13.190-00007262 - Зеркало вагинальное, одноразового использования и имеет следующее описание: "Ручной инструмент, предназначенный для расширения влагалища после введения, как правило для визуального осмотра влагалищного канала и шейки матки и/или для проведения гинекологической процедуры. Он обычно состоит из двух длинных створок, один конец которых присоединяется к ручке; их вводят во влагалище в горизонтальном положении, а затем раскрывают под углом. Или он представляет собой приспособление из мягкого материала, накачиваемое после введения. Оно дает возможность осмотра и доступа через центральный канал. Оно обычно изготавливается из полностью пластмассовых материалов или имеет съемные створки, изготовленные из пластмассы. Это устройство для одноразового использования." А в Вашей документации установлены значения показателей, которые ограничивают количество участников закупки. Таким образом, в Ваших действиях усматриваются нарушения п. 1 ч, 1 ст.33 Закона о контрактной системе, а такое нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Когда Заказчик описывает объект закупки, наименование, технические, функциональные, эксплуатационные характеристики необходимо брать из КТРУ. Чтобы составить техническое задание, Заказчик должен использовать информацию о закупаемой продукции из него же.
Заказчик вправе указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена позицией КТРУ, только в том случае, когда он подготовил соответствующее обоснование. Это указано в пункте 5 Правил использования каталога, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 8 февраля 2017 года N 145, и пункте 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. И как сказано в п. 6 Правил использования каталога "6. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906). Как мы видим, в Вашем описании нет обоснования почему фиксатор должен быть строго определенным, а именно: "Механизм фиксатора расширителя влагалищного по типу параболы с не более 7 ступеньками-выступами
Процесс полной фиксации створок расширителя происходит нажатием на фиксатор простым движением большого пальца доминирующей руки и выбором необходимой фиксации створок. Фиксатор зеркала строго не поворотный и не винтовой Соответствие
Тип фиксатора дуговой" и почему Вам не подходят другие зеркала, других производителей, с которыми также можно работать одной рукой, а подходят только из товарной линейки производителя ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА".
Также Вами установлены требования: "Механизм фиксатора расширителя влагалищного по типу параболы с не более 7 ступеньками-выступами", а в Позициях 9 и 10 (Расстояние между зубцами поворотного механизма не менее 4 мм), при этом Обоснование включения показателя в описание объекта закупки "для уточнения конструктивных особенностей изделия, необходимых при проведении медицинской манипуляции" не дают ответа почему Вам не подходят более частые зубцы. Считаем, что данные параметры количества зубьев и расстояние между зубцами не отражает реальных потребностей Заказчика, а установлены исключительно для ограничения конкуренции. Просим данный параметры исключить или указать не менее 7 и не более 4. В случае отказа просим разъяснить функциональную значимость именно 7 зубцов или не менее 4 мм между зубцами (т.е. Вам подошли бы зеркала, например, с зубцами на расстоянии 30 мм на общей длине фиксатора до 70 мм?) И просьба объяснить невозможность использования зеркала с более широким диапазоном регулировок, например, 13 зубцов.
Просим исключить такое детальное описание фиксатора Зеркала по Куско в составе гинекологических наборов (Позиция 1-3), для возможности участия более широкого круга лиц в аукционе. Кроме того, мы уверены, что у Вас работают профессиональные врачи-гинекологи, которые умеют пользоваться не только зеркалами ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА", но и зеркалами по Куско других производителей. Просим разъяснить для каких таких особых случаев или выездных обследований подходят только наборы с такими зеркалами и каким Протоколам врачебной деятельности это соответствует. В случае отказа, просим разъяснить функциональную значимость зеркал с дуговым фиксатором и невозможность использования других зеркал по Куско зарегистрированных ФС ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ и находящихся в обращении на территории РФ в составе наборов в Позиций 1-3, когда всем понятно, что в наборе первостепенным является его составляющие, а уж профессионалы врачи умеют пользоваться зеркалами, Ложками Фолькмана, Зондами и т.п. любых производителей имеющих Регистрационные удостоверения РФ.
Просим Вас привести Аукционную документацию в соответствии с законодательством, в противном случае, участник Закупки будет вынужден сообщить соответствующим контролирующим органам о картельном сговоре и намерении Заказчика провести фиктивный аукцион".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что 07.02.2022. в системе ЕИС Заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации Заказчик подробно обосновал необходимость в товаре с указанными характеристиками дугового фиксатора: "Процесс полной фиксации створок расширителя происходит нажатием на фиксатор простым движением большого пальца доминирующей руки и выбором необходимой фиксации створок.", данное зеркало, входящее в набор, позволяет специачисту использовать при раскрытии и закрытие зеркала только одну руку. Так как дуговой фиксатор дает возможность врачу осугцествлятъ открытие и фиксацию инструмента одной рукой, а соответственно и сокращается время осмотра. Наборы в пунктах 1,2,3 из Приложения N1 описание объекта закупки, содержащие в своем составе зеркало с дуговым фиксатором предназначены для осмотра и забора материала на цитологическое исследование (Один из основных этапов диагностики заболеваний шейки матки. Это процедура взятия мазка со слизистой влагалищной части шейки матки для определения наличия или отсутствия апатии клеток.) Во время осмотра и забора материача на цитологию врач визуально осматривает пациентку используя зеркало по Куско, а также берет инструментом биоматериал из цервикального канала и переносит его на предметные стекла.... Необходимо отметить, что в позициях 9 и 10 Заказчику требуется изделие с другим типом фиксатора "фиксатор центральный поворотный". Данное зеркало имеет большее по размеру обзорное окно, что крайне необходимо для оценки внутреннего состояния слизистой влагалища и шейки матки, особенно это необходимо для женщин крупной комплекции".
Таким образом, при описании объекта закупки по поз. 1, 2, 3, 9, 10 Заказчиком были нарушены ч. 6 ст. 23, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: указан ряд наименований и значений характеристик не в соответствии с КТРУ, без обоснования, например, "механизм фиксатора расширителя влагалищного по типу парабола с не более 7 ступеньками-выступами", "Процесс полной фиксации створок расширителя происходит нажатием на фиксатор простым движением большого пальца Соответствие", "Зеркало гинекологическое двухстворчатое полимерное одноразовое совершенно прозрачное, без резких острых углов, заусениц и трещин на поверхности", "Широкое обзорное рабочее окно имеет параметры", "Размер зеркала М, с длиной створок", "Зонд изготовлен из белого медицинского пластика, апирогенного, атравматичного, который не раздражает слизистую оболочку"...и.д.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что описание по позициям с 1 по 3 соответствует одному производителю ООО "АЛАЙФ-ДАЙФИНА".
Из пояснений Заказчика следует, что согласно данных представленных в открытой сети Интернет с условием поиска "дуговой фиксатор" выдает как минимум два производителя товара с такими характеристиками ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА", второй производства Германия "ФОГТ медикал", РУ N ФСЗ 2009/05560 от 26.05.2011.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИСТРА" обоснованной в части нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300299422000023).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 февраля 2022 г. N 90/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022