Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.02.2022 N 54 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" (доверенность от 10.02.2022 г. N 48-6-3-02/74), представителя уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальных закупок Шебекинского городского округа" (распоряжение о назначении на должность директора N 200 от 05.03.2019), в отсутствие представителей заявителя - ИП Меньшикова Р.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-72/2022 по жалобе ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на строительство МФЦ в с. Вознесеновка, Шебекинского городского округа, Белгородской области (N закупки 0826600006322000008), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на строительство МФЦ в с. Вознесеновка Шебекинского городского округа Белгородской области (N закупки 0826600006322000008) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что извещение об Электронном аукционе в нарушение требованийй Закона о контрактной системе содержит положения, ограничивающие количество участников, а именно, по мнению заявителя, в смете, которая является неотъемлемой частью аукционной документации, содержатся требования о поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - "Строительство МФЦ в с. Вознесеновка Шебекинского городского округа Белгородской области".
Заказчик - МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" представил возражение по жалобе ИП Меньшикова Р.А., с доводами, изложенными в жалобе не согласен.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А., ознакомившись с представленным возражением приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 30.01.2022 размещены извещение и электронные документы.
Объект закупки - строительство МФЦ в с. Вознесеновка, Шебекинского городского округа Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 107 094 840,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Как установлено Комиссией в составе электронной документации размещена проектная документация, в том числе локальный сметный расчет (смета) N ЛС-02-01-08 "Оборудование помещений" согласно которому предусмотрена поставка следующего товара: пылесос, фен, микрофон, колонки, столик кофейный, стулья, одежда сцены, маты спортивные, обручи, гимнастические коврики и т.д.
В извещении об осуществлении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки (в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе), а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48, 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Между тем, для поставки оборудования в целях комплексного оснащения объекта капитального строительства от поставщика не требуется специальной правоспособности.
Таким образом, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данный вывод подтверждается совместным письмом ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
При этом не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
По мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Закона о контрактной системе выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.
Следовательно, при осуществлении строительства объекта или капитального ремонта здания заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вместе с тем, представителями заказчика и уполномоченного учреждения, участвующими в заседании Комиссии доказательств, того что всё оборудование, перечисленное в ЛРСР N ЛС-02-01-08 "Оборудование помещений", неразрывно связано с объектом строительства, а также того, что поставка и установка такого оборудования невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства не предоставлено.
Пояснения заказчика о том, что деление объекта закупки на выполнение работ по строительству и на поставку товара может быть признано нецелевым расходованием бюджетных средств, т.к. целевое назначение предоставленной заказчику субсидии - строительство МФЦ в с. Вознесеновка, Шебекинского городского округа, Белгородской области, которым предусмотрено выполнение работ с поставкой товаров и комплектацией объекта для последующего ввода в эксплуатацию на основании прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, что предусматривает результатом объект капитального строительства готового к эксплуатации, не находят своего подтверждения на основании следующего.
Из Приложения N 3 к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 24.01.2022 г. N 14750000-1-2022-008 следует, что мероприятиями по его реализации предусмотрено, как выполнение строительно-монтажных работ, так и приобретение оборудования.
Кроме того, положениями частей 55-57 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрены условия, согласно которым допускается включение в предмет закупки на выполнение строительно-монтажных работ только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ.
Однако согласно данным извещения об осуществлении электронного аукциона строительные работы необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, т.е. предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.
На наличие иных оснований относительно возможности включения в закупку на выполнение строительно-монтажных работ товаров, не связанных с выполнением строительных работ не указано.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя в части содержания требований по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - "Строительство МФЦ в с. Вознесеновка, Шебекинского городского округа, Белгородской области" является обоснованным.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о нарушении п.1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" нарушения п.1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 февраля 2022 г. N 031/06/105-72/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022