Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_. - начальника отдела по контролю закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
_. - главного государственного инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в отсутствие:
заявителя индивидуального предпринимателя _., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
при участии:
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ "Упрдор "Вилюй", заказчик): ..., ... (представители по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия (бездействие) заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт водопропускных труб на км 404+245, км 431+837, км 436+139, км 440+749, км 442+553, км 445+093, км 445+645, км 446+777, км 447+566 автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100000621000074), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ... на заказчика.
Из сути жалобы ... следует, что документация закупки содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки, ограничивающие конкуренцию, а именно, заказчиком в критериях оценки установлено неправомерное требование к минимальной стоимости исполненных контрактов.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что с жалобой не согласны. Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лицо, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу .. обоснованной на основании следующего.
Жалоба о том, что заказчиком в критериях оценки установлено неправомерное требование к минимальной стоимости исполненных контрактов, признан обоснованным на основании следующего.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно Конкурсной документации, а именно по Критерию оценки N 2 установлено, что к оценке принимаются следующие контракты (договора):
"На основании п. 27(2) и п. 27(3) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
Общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Коэффициент значимости показателя 100%.
При оценке заявок по показателю используется шкала предельных величин значимости показателя.
Оценке подлежат контракты (договоры), исполненные за последние пять лет до даты подачи заявки (по дате завершения всех работ по объекту).
Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются (являются не завершенными).
Стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится соответствующий конкурс_"
Письмом ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 установлен порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 50% НМЦК настоящей закупки, при установленных Показателях в соответствии с п. 27(2) Правил.
В соответствии с правовой позицией изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21: "ФАС России обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления требований к предоставляемым участниками документам, обусловленных "успешным выполнением работ", "сопоставимым объемом и характером", поскольку в отношении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) действуют специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта.
Так, например, при установлении в документации показателя "Общая стоимость исполненных контрактов" Критерия оценки заказчик не вправе устанавливать требования, в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27(2) Правил.
ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок."
С учетом установленных заказчиком положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении в данной части Заказчиком положений части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Жалоба _ признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия (бездействие) заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт водопропускных труб на км 404+245, км 431+837, км 436+139, км 440+749, км 442+553, км 445+093, км 445+645, км 446+777, км 447+566 автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100000621000074) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим статьи часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 февраля 2022 г. N 014/06/54.1-146/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022