Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В соответствии с обращением ООО "ЭСКБ" и в соответствии п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении Заказчика при осуществлении закупки N 0801300016521000187 "Выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения в городском поселении город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 19 от 03.02.2022 года
У С Т А Н О В И Л А:
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в обращении указывает, что в проекте контракты пункты 7.2 и 7.3 установлены не в соответствии с постановлением Правительства N636.
Комиссией установлено, что в проекте контракта заказчик установил следующие требования:
7.2. Объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) на Объекте энергосервиса в натуральном выражении после реализации Исполнителем Перечня мероприятий осуществляется на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного Сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца.
7.3. В случае отсутствия (неисправности) отдельных приборов учета электрической энергии определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении N 67 от 04.02.2016 г. с учетом факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода).
В соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Согласно п.7 приложения N1 к постановлению Правительства N636 указано: Выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемый одним из следующих способов:
на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца;
расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
Комиссией установлено, что Заказчик выбрал сразу два способа определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Заявитель в обращении указывает, что в конкурсной документации и проекте энергосервисного контракта отсутствуют сроки, в течении которых предоставляются образцы светильников.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п.1 Описания объекта закупки указано следующее: исполнитель в установленные сроки предоставляет Заказчику по 5 единиц каждого типа светильников, предусмотренных техническим заданием, для проведения испытаний силами экспертной организации на соответствие заявленным характеристикам.
Согласно п. 14.1.2. в течение 5 календарных дней с даты заключения контракта предоставить Заказчику по 5 единиц каждого типа светильников, предусмотренных техническим заданием, для проведения испытаний силами экспертной организации на соответствие заявленным характеристикам.
Таким образом, в проекте энергосервисного контракта указаны сроки, в течении которых предоставляются образцы светильников.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в обращении указывает, что Заказчик сократил срок подачи предоставления разъяснений положений документации об открытом конкурсе.
Согласно п.7 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В листе утверждения дат указано следующее: Дата начала предоставления участникам открытого конкурса в электронной форме разъяснений положений документации об открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с частью 8 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ: "10" января 2022 г.
Комиссией установлено, что Заказчик установил срок подачи предоставления разъяснений положений документации об открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в обращении указывает, что Заказчик не установил требования в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации указано следующее:
19.2 |
Соответствие участника закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ |
НЕ ТРЕБУЕТСЯ |
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в обращении указывает, что требование в качестве подтверждения опыта "копии подписанных в двустороннем порядке спецификаций на поставку сопоставимого светотехнического оборудования по контрактам (договорам) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг" ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст. 108 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия по осуществлению закупок вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Комиссией установлено, что в документации указаны следующие требования для подтверждения квалификации участников закупки: "документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в электронной форме, а именно: "копии подписанных в двустороннем порядке спецификаций на поставку сопоставимого светотехнического оборудования по контрактам (договорам) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг".
На заседании комиссии было установлено, что ни в одной из имеющихся договоров спецификация не является обязательным для составления документом, спецификация также не является обязательным для составления первичным документом согласно действующему законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности.
Таким образом, Заказчиком требование в качестве подтверждения опыта "копии подписанных в двустороннем порядке спецификаций на поставку сопоставимого светотехнического оборудования по контрактам (договорам) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг" ограничивает количество участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Заявитель в обращении указывает, что размер обеспечения исполнения контракта в конкурсной документации указан не соответствии с извещением.
Согласно ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В документации Заказчика установлено следующее:
8. |
Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с частями 1, 16, 17 статьи 44 Федерального закона N44-ФЗ, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки |
1. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки. 2. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе в соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона N44-ФЗ. 3. В том случае, если обеспечение заявки представляется в виде банковской гарантии, такая банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Требование об обеспечении заявки на участие в определении исполнителя (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). |
В извещении, согласно разделу "Обеспечение исполнения контракта" указано: Размер обеспечения исполнения контракта - 664 878,31 (2,38 %).
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, так как установлен разный процент обеспечения исполнения контракта.
Согласно доводам Заявителя, в документации отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, уловных обозначений и терминологии, которые установлены не в соответствии с ГОСТ.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании комиссии было установлено, что характеристики:
Характеристика |
Требование |
требуемые значения |
Требование (инструкция) заказчика к указанию значения показателя участником закупки |
||
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3 |
|||
Нижний предел рабочего диапазона напряжения переменного тока, В |
Не более |
100 |
Указывается одно конкретное значение равное или не превышающее заявленного |
указаны не в соответствии с ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ Р54350-2015.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.19 ст. 108, ч. 9 ст. 108, ч.3 ст. 7, п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Комиссии Заказчика, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 февраля 2022 г. N ТО 002/06/99-135/2022 (ключевые темы: участники закупок - спецификация - открытый конкурс - антимонопольный орган - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022