Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчиков -
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя, Участник, Общества - ООО "НДК":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1332 от 07.02.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0145200000421001826) на поставку смеси сухой белковой композитной в 2022 году.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 85 582 300,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что его заявку неправомерно отклонила аукционная комиссия.
Комиссия находит доводы жалобы обоснованными на основании следующих обстоятельств.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.01.2022 N0145200000421001826-1 на участие в электронном аукционе приняли 4 заявки, 3 из которых допущены по первым частям.
Согласно Протоколу проведения электронного аукциона от 01.02.2022 N0145200000421001826-2 при проведении торгов, участники предложили следующие цены:
Исходя из чего, Комиссия делает вывод, что заявка Заявителя N2 имела лучшее ценовое предложение.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.02.2022 N0145200000421001826-3 аукционная комиссия отклонила заявку Заявителя, в качестве обоснования при этом указано: "Основание отстранения заявки: п.6.3 общей части документации об электронном аукционе; ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Обоснование решения: в нарушение требований ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, п. 5 общей части документации об электронном аукционе в заявке участника представлена недостоверная информация в части наличия в составе предлагаемой к поставке смеси непредусмотренных требованиями проекта контракта и описания объекта закупки витаминов и минеральных веществ. К поставке участник предложил "Специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами Изготовитель: ООО "Шелдонфарма"". Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации, смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами имеет реестровый номер NAM.01.48.01.004.R.000276.11.21. В состав предлагаемой к поставке смеси входит непредусмотренный требованиями проекта контракта и описания объекта закупки витаминно-минеральный премикс (В1 - тиамина мононитрат, В2 - рибофлавин, В3 - ниацин, В5 - пантотенат кальция, В6 - пиридоксина гидрохлорид, В7 - биотин, аскорбиновая кислота, витамина А ацетат, витамин D3 - холекальциферол, витамина Е ацетат, цинк - цитрат цинка III, йод - йодид калия, мальтодекстрин), кальция карбонат. Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации Исх. 18/21 от14.12.2021 не допускается применение специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих, обогащенных витаминами и минеральными веществами (микроэлементами - железом, цинком, йодом, медью, марганцем, хромом, молибденом)".
Заказчик в обоснование своей позиции ссылался на то, что в состав предлагаемой к поставке смеси входит непредусмотренный требованиями проекта контракта и описания объекта закупки витаминно-минеральный премикс.
Вместе с тем, Комиссия Ленинградского УФАС проверила данные в заявке Участника и считает, что Заказчик не обладал достоверными сведениями о наличие недостоверных сведений, достаточных для отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с заявкой Заявителя отмечает, что она имеет информацию о конкретных показателях товара, полностью соответствовавшие инструкции, документации и потребностям Заказчика, в результате чего, первая часть заявки признана соответствующей.
Согласно части 6.1. статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Следует отметить, что довод Заказчика и Уполномоченного органа о достоверности или недостоверности предложения победителя в части показателей товаров не могли быть определены аукционной комиссией Заказчика на стадии рассмотрения заявок.
Во-первых, Протокол подведения итогов Заказчиков содержит указание на положение документации о аукционе (п.6.3. общей части документации. ),которому не соответствует заявка.
Вместе с тем, Комиссия установила, что согласно указанного положения документации: "6.3. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с подпунктами 5.1 и 5.2. пункта 5 общей части документации об аукционе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения".
Подпунктами 5.1 и 5.2. пункта 5 общей части документации предусмотрены требования к составу первой и второй части заявки согласно частей 3, 5, 8.2 настоящей статьи ст. 66 Закона о контрактной системе.
Анализ заявки Заявителя указывает, что она полностью соответствует требованиям пп. 5.1 и 5.2. пункта 5 общей части документации, поскольку содержит всю необходимую информацию, то есть конкретные показатели товара, предложенного Заявителем к поставке соответствуют значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в связи с чем отсутствовали основания для отклонения заявки.
Иных ссылок на нарушение требований документации, Протокол не содержит.
Во-вторых, довод о витаминно-минеральном премиксе не подтверждается требованиями документации.
Комиссия проанализировала документацию и не находит в ней однозначных положений и требовании об отсутствии в предлагаемом товаре витаминов и минеральных веществ.
Заказчиками в техническом задании определено, что Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016, таким образом, объект закупки должен обладать обязательными характеристиками СБКС по ГОСТ 33933-2016 и может обладать допустимыми характеристиками.
Согласно пункту 3.1. ГОСТ 33933-2016 сухие белковые композитные смеси; СБКС: Специализированные пищевые продукты с содержанием белка от 40% до 75%, состоящие из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких нижеперечисленных ингредиентов: мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразные смеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.
При описании объекта закупки Заказчик в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" использовал код КТРУ 10.86.10.910-00000002: для которого в каталоге установлена характеристика: "наличие обогащающих компонентов".
Таким образом содержание обогащающих компонентов, которыми являются витамины и минеральные вещества, является характеристикой КТРУ.
В аукционной документации установлено обязательное содержание в объекте закупки минерального вещества - кальция - в определенном количестве, чему предлагаемый Заявителем товар соответствовал.
Согласно пункту 5.1.3. ГОСТ 33933-2016 содержание витаминов и минеральных веществ в суточной порции СБКС, обогащенного витаминами и минеральными веществами, пребиотиками или соответствующими премиксами, от 15 до 50%, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Таким образом, включение витаминов и минералов в СБКС прямо предусмотрен ГОСТ 33933-2016, а подобный запрет не установлен.
Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2020 г. по делу N А56-93423/2018: "Суды верно заметили, что недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению, в связи с чем решение аукционной комиссии, которым участнику отказано в допуске к участию в аукционе ввиду представления недостоверной информации, правомерно признано УФАС необоснованным".
Так как подобных объективных данных и документов, которые не подлежат сомнению, ни у комиссии Заказчика, ни у Комиссии Ленинградского УФАС не имеется, а доказательств обратного не представлено, то оснований для признания заявки несоответствующей у Заказчика не имелось.
В момент заседания представители Заказчика и Уполномоченного органа подтвердили Комиссии Ленинградского УФАС, что прямого указания на запрет иных примесей документация не содержит и в связи с большим количеством разногласий и запросов, просили выдать предписание на внесение изменений в документацию, с целью уточнения потребностей Заказчика.
Комиссия приходит в выводу к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика не имелось достоверных сведений о несоответствии представленных товаров и подтверждений невозможности поставить товар с указанными характеристиками, а документация не содержит характеристик товара, в котором нуждаются Заказчики.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НДК" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 69, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесением изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 февраля 2022 г. N 047/06/69-321/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022