Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1290, от 04.02.2022) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на осуществление благоустройства у д. 13, и устройство травмобезопасного покрытия на детской площадки д. 14 в гп. Виллози.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.01.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 42 229 506,40 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает информацию, изложенную в извещении о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Пунктом 2 той же части установлено, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По доводам N 1, 2 жалобы.
Согласно извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона объектом закупки является благоустройство и устройство травмобезопасного покрытия на детской площадке д. 14 в гп. Виллози.
Приложение N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона содержит Техническое задание Заказчика. Заказчиком в Требованиях к товарам (Приложение N3) установлены требования к поставляемым товарам, содержащие требуемое значение показателя, установленное Заказчиком.
Техническое описание малых архитектурных форм (МАФы, Приложение N 5) не содержит требований к показателям товаров, по которым участниками должны быть предложены конкретные значения в составе зяавки.
Кроме того, Заявителем оспариваются положения Приложения N3, которое, по мнению Заявителя, составлено Заказчиком с нарушением требования Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет в должной мере осуществлять поиск фрагментов текста.
Комиссией установлено, что указанные довод Заявителя необоснованны, поскольку спорные положения Приложения N3 составлены в соответствии с Законом о контрактной системе, а также доступны для осуществления поиска по ключевым словам, фразам и словосочетаниям, в том числе по требованию к товару N1 "Выключатель тип 1": "Номинальная наибольшая отключающая способность".
По доводу N 3 жалобы.
Согласно указанного довода жалобы Заявителем оспариваются положения содержащейся в Приложении N 3 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в связи с невозможностью их применения участниками при заполнении заявки по конкретным показателям товаров.
Например, Инструкцией установлены следующие положения:
"26. Числовые значения показателей (параметров) плотности и расхода (включая минимальный и максимальный) любых типов материалов (товаров) должны указываться участником закупки в виде диапазонного значения, даже если минимальное или максимальное значение установлено только для верхней или нижней границы показателя (данное правило имеет приоритет над остальными), не исполнение данного правила будет расцениваться комиссией, как несоответствие заявки участника требованиям извещения об осуществлении закупки.
45. Значения показателей "угла обзора", "дальности" и "объема" являются неизменными показателями и должны указываться участником в неизменном виде, включая уточняющие слова, союзы, знаки, символы (данное правило имеет приоритет над остальными)" и другие.
Исходя из приведённых Заявителем примеров положений Инструкции Комиссия приходит к выводу, что указанная Инструкция содержит положения, которые не используются Заказчиком при установлении требований к конкретным показателям поставляемых товаров, следовательно, могут ввести потенциальных участников закупки в заблуждение при заполнении заявки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу N 4 жалобы.
Инструкцией по заполнению заявки участником установлено следующее положение, оспариваемое Заявителем:
"39. В случае перечисления показателей (характеристик) и их значений, типов, марок, видов через знак ";", символ " / ", союз "и" это означает, что заказчику необходимо наличие в товаре всех показателей (характеристик) и их значений, типов, марок, видов - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают перечисление. В случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", "либо", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара) - данные символы, слова, союзы, знаки, уточняющие слова означают выбор".
По мнению Заявителя, в указанном положении Инструкции знак "," (запятая) определяется Заказчиком как "необходимость выбора одного варианта", что может существенно ограничить конкуренцию ввиду ошибочного толкования данного символа.
Комиссия не может согласиться с данным доводом Заявителя, поскольку Инструкцией установлен однозначный порядок заполнения заявки на участие в аукционе.
Согласно Инструкции в случае если параметры перечислены через знак запятая, символ "\", союзы "или", "либо", то необходимо выбрать один вариант из предложенных Заказчиком для соответствующего типа (вида, марки и т.д.) материала (товара), то участнику необходимо указать один конкретный показатель из указанных. Например, для товара "Опоры наружного освещения со светильником тип 1" Заказчиком установлены требования к соответствию ГОСТам, а именно: ГОСТ Р 54350- 2015, ГОСТ 14254- 2015, ГОСТ IEC 62262-2015, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 15150-69. Следуя положению инструкции, участник должен указать один конкретный ГОСТ, которому будет соответствовать товар "Опоры наружного освещения со светильником тип 1".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать данный довод Заявителя обоснованным.
По доводу N 5 жалобы.
Инструкцией установлено следующее положение по заполнению заявки:
"47. Символ "", "выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; Знак "~", а также слово "приблизительно" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению 10% от указанного числового значения и требует указать конкретное значение параметра, не включая само значение".
Из вышеуказанного положения следует, что само значение, от которого возможно отклонение, не может быть указано в качестве конкретного значения показателя. Такое положение Инструкции исключает возможность указать значение показателя в случае, например, отсутствия отклонения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу N 6 жалобы.
Заявителем оспаривается следующее положение Инструкции:
"63. При указании числовых значений показателей участник должен руководствоваться общими правилами физики и математики, в том числе, касаемо отрицательных значений. Если в требованиях Заказчика имеется словосочетание "из диапазона" УЗ должен обязательно указать четыре значения в рамках заданных значений показателя, при этом правило не меняет иные правила для уточняющих слов, символов, знаков, установленных для показателя (данное правило имеет приоритет над остальными)".
Комиссией установлено, что пунктом 7 Инструкции Заказчиком установлено положение: если в требованиях Заказчика имеется словосочетание "из диапазона значений" УЗ должен обязательно указать два значения в рамках заданных значений показателя, при этом правило не меняет иные правила для уточняющих слов, символов, знаков, установленных для показателя (данное правило имеет приоритет над остальными).
Приведённый Заявителем в качестве примера товар "Опоры наружного освещения со светильником тип 1", требование к показателю "Цветовая температура номинальная из диапазона значений" которого задано значение "2700-5000".
Согласно пункту Инструкции N 7 участнику в составе заявки необходимо указать два значения в рамках заданных значений показателя.
Спорный пункт Инструкции N 63, в данном случае, не применим, и не нарушает требования Закона о контрактной системе, так как содержит разные формулировки. Заявителем не представлено доказательств подтверждения своей позиции.
По доводу N 7 жалобы Заявителем в материалы дела не представлено доказательств наличия противоречий положений Инструкции установленным приоритетным положениям.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мирный-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 февраля 2022 г. N 047/06/42-317/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022