Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1291, от 04.02.2022) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на подготовку проекта планировки и проекта межевания части территории, расположенной в кадастровом квартале 47:20:0904002, расположенной в микрорайоне Касколовка г. Кингисеппа Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 155 799, 22 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает информацию, изложенную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что конкурсная документация Заказчика в части порядка оценки заявок участников не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что шкалы, согласно которым участникам закупки начисляются баллы являются непропорциональными.
Конкурсной документацией Заказчика установлен следующий порядок оценки заявок участников:
"9.1. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Порядок рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме установлен статьями 54.5, 54.7 Закона N 44-ФЗ.
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящей конкурсной документации, в соответствии с Законом N44-ФЗ и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При оценке заявок применяется следующая балльная система с учетом следующих критериев:
N |
Критерии оценки |
Значимость критериев оценки, % |
1 |
Цена контракта |
60 |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
10 |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
3.1 |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
70 |
3.2 |
Деловая репутация участника закупки |
30 |
ИТОГО |
100 |
9.2. При оценке заявок используются следующие термины:
"оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном настоящей документацией, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников конкурса, которые не были отклонены;
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей документации, выраженный в процентах;
"коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей документации, деленный на 100;
"рейтинг заявки по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником конкурса по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Количество баллов, присваиваемых Единой комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
Подготовка проектов межевания территорий |
Оценка (баллы), присуждаемые показателю |
По каждому пункту Технического задания предоставлено качественное описание способов и/или методов выполнения работ и из представленного описания возможно сделать вывод о достижение положительного результата |
100 баллов |
По части пунктов Технического задания предоставлено качественное описание способов и/или методов выполнения работ и из представленного описания возможно сделать вывод о неполном достижении положительного результата |
20 баллов |
По пунктам Технического задания не представлено качественное описание о выполнении работ, либо представлено только скопированное Техническое задание и из представленного описания невозможно сделать вывод о достижении положительного результата работы |
0 баллов |
Предложение участника закупки по описанию порядка выполнения работ может быть предоставлено приложением к заявке в свободной форме. Участник закупки приводит наименование и описание выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, описывая каким образом, будут организованы работы, указанные в документации по проведению открытого конкурса, в том числе предоставляет перечень документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ, а также указывает формат файлов, в котором будут предоставлены документы, входящие в комплект отчетной документации, предоставляет информацию о привлечении/не привлечении к выполнению работ сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ передаваемые им.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупке, присуждаемых заявке (предложению) по показателю:
,
где:
- количество баллов, присуждаемое по критерию (показателю) заявке (предложению) участника закупки;
- значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по критерию (показателю).
n - количество членов комиссии.
Рейтинг заявки (предложения) на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию оценки рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, на коэффициент значимости критерия оценки.
Комиссия установила, что Заказчик не поясняет в должной мере что является объектом оценки, каков конкретный порядок оценки предоставленных участниками сведений. Заказчиком не указывается в каких документах/приложениях содержится "Техническое задание", так как ни одно из приложений к конкурсной документации не имеет данного наименования, также не указаны конкретные пункты в документации, которые содержат работы, предлагаемые к описанию участникам. Кроме того, указанным порядком оценки не дано четкого определения понятия возможности сделать вывод о достижении положительного результата работы, ввиду чего, это является крайне субъективной оценкой сведений, которые предоставили бы участники для данного показателя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
По доводу жалобы N 2 Заявителем оспаривается порядок оценки заявок участников по критерию: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Конкурсной документацией Заказчика установлено:
"Б) Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Значимость критерия оценки: 30%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,3
Показатель критерия оценки: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Значимость критерия оценки: 70%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,7
Шкала |
Наличие у участника закупки надлежаще исполненных контрактов (договоров) |
Значение показателя в баллах |
Значение показателя с учетом коэффициента значимости |
1 |
Сведения не предоставлены и/или не соответствуют требованиям настоящего пункта конкурсной документации и/или не соответствует уровням шкалы 2, 3. |
0 |
0 |
2 |
Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки следующих контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема: - не менее 3 контрактов (договоров) с ценой не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта. |
30 |
21 |
3 |
Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки следующих контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема: - не менее 3 контрактов (договоров) с ценой не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта и не менее 3 контрактов (договоров) с ценой не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта. |
100 |
70 |
Под сопоставимым характером и объемом понимается наличие у участника конкурса опыта по успешному исполнению контрактов (договоров) на выполнение работ по разработке проектов планировок и межевания территорий, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), согласно фактически оплаченным денежным средствам по выполненным работам, в соответствии с информацией указанной в разделе "Сведения об исполнении (расторжении) контракта (договора)" на ЕИС и/или в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Дата заключения контракта (договора): не ранее 01.01.2017 года; дата исполнения контракта (договора): до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры), с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов), или являющиеся несопоставимыми по характеру и объему, контракты, по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС.
В случае выявления несоответствия представленной информации и в реестре контрактов, сведения не будут приниматься к расчету.
Подтверждается предоставлением:
1. По контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru предоставлением сведений об успешно исполненных участником конкурса контрактах (договорах) (без применения замечаний или претензий со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов) с обязательным указанием номера реестровой записи контракта (договора) или номер контракта (договора), или идентификационного кода закупки или номер извещения на ЕИС);
2. По договорам, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предоставлением сведений об успешно исполненных участником конкурса договорах (без применения замечаний или претензий со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов) с приложением:
- копий исполненных договоров и дополнительных соглашений к ним (при наличии);
- копий актов выполненных работ.
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры):
- с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов),
- являющиеся несопоставимыми по характеру и объему,
- по которым не представлены все указанные выше копии документов.
В случае отсутствия подтвержденного опыта в заявке участника, начисляется 0 баллов".
Исходя из указанных положений оценки Комиссия приходит к выводу, что представленная шкала оценки является непропорциональной, поскольку не отображает зависимость начисляемых баллов от указанных в заявке значений участниками.
К примеру, Участник N1 предоставит сведения о 2 контрактах с ценой 90 % от начальной (максимальной) цены настоящего контракта и 2 контрактах с ценой 100% от начальной (максимальной) цены настоящего контракта, а Участник N2 предоставит сведения всего о 3 контрактах с ценой 30% от начальной (максимальной) цены настоящего контракта, при этом эти два участника получат по 30 баллов, хотя Участник N1 предоставил подтверждение большего опыта нежели Участник N2.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мирный-55" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 февраля 2022 г. N 047/06/42-318/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022