Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -
в отсутствие представителей Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1331 от 07.02.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги, расположенной по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, с. Рождествено, ул. Музейная (участок от парковки Музея-усадьбы "Рождествено" до автомобильной дороги М-20).
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 672 555,60 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
По доводу жалобы N 1 Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Конкурсной документацией Заказчика установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме:
"В настоящей документации применяются следующие термины:
"оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, выраженный в процентах;
"коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, деленный на 100;
"рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:
п/н критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
11.9. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия оценки - 40%
Коэффициент значимости критерия - 0,40.
Максимальное количество баллов по критерию - 100 баллов
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, представленных в предложениях участником закупки.
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих показателей, указанных в таблице N 1:
Таблица N 1
N показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" |
Коэффициент значимости показателя (КЗ) |
1 |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
0,30 |
2 |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
0,70 |
а) Порядок оценки показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
Коэффициент значимости показателя: 0,30.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
При оценке по данному показателю анализируется наибольшая цена одного из надлежаще исполненных контрактов (договоров), предметом которого является выполнение работ по ремонту/строительству/устройству автомобильных дорог, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, сведения о котором содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), согласно фактически оплаченным денежным средствам по выполненным работам, в соответствии с информацией указанной в разделе "Сведения об исполнении (расторжении) контракта (договора)" на портале ЕИС за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями (изменениями) (при наличии) к нему, исполненный без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), по которому отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки.
Количество баллов, присуждаемых i-й заявке участника по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", определяется по формуле:
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (руб.);
- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение показателя, установлено в размере 9 000 000 рублей;
- количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Для подтверждения квалификации по данному показателю участник открытого конкурса в электронной форме предоставляет:
1) Заполненную форму "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)";
2) Копии контрактов (договоров) участника закупки со всеми приложениями (при наличии) и копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии);
3) Копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-3) или иных документов (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору);
4) Копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Документы должны быть представлены в читаемом виде, с возможностью идентифицировать подписи и печати, содержащиеся в документе.
В рамках показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае представления в составе заявки документов и сведений не в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации и/или не представления в составе заявки предусмотренных настоящим пунктом конкурсной документации документов и сведений, такой контракт (договор) при оценке показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" учтен не будет.
Контракты (договоры), по которым выявлены несоответствия указанных сведений в представленных документах, при определении значения данного показателя не учитываются.
Под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
В случае отсутствия в представленных копиях документов полного воспроизведения информации подлинника документа, данные документы и сведения не будут учитываться при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Непредставление информации по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", выраженная в показателе "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к закупке.
Участнику, не представившему информацию и/или подтверждающие документы по показателю, присваивается 0 баллов по данному показателю.
Форма "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)"
N п/п |
Номер и дата контракта (договора) |
Предмет контракта |
Дата окончания срока действия контракта (договора) |
Стоимость контракта (договора) (с учетом доп. соглашений),руб.
|
Номер реестровой записи контракта (договора) и/или, и/или идентификационного номера закупки и/или номер извещения на официальном сайте ЕИС |
1 |
|
|
|
|
|
Таким образом, исходя из анализа положений конкурсной документации о порядке рассмотрения и оценки заявок участников по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки" участнику необходимо предоставить в составе первой части заявки заполненную форму и подтверждающие квалификацию участника документы, такие как:
1. Копии контрактов (договоров) участника закупки со всеми приложениями (при наличии) и копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии);
2. Копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-3) или иных документов (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору);
3. Копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, Заказчиком также установлено требование о предоставлении сведений по показателю "наибольшая цена одного из надлежаще исполненных контрактов (договоров"), которые также содержатся в ЕИС в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), по которому отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки.
Вышеуказанное требование о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по предоставляемым контрактам (договорам) ограничивают конкуренцию и создают преимущественное положение для отдельных участников, чем нарушают положения Закона о контрактной системе.
Успешным выполнением работ, по мнению Комиссия, может являться принятие Заказчиком результатов данных работ, а не отсутствие применения к Подрядчику неустоек (штрафов, пеней).
Заявителем также оспаривается положение порядка рассмотрения и оценки заявок участников по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки" о предоставлении сведений об исполненных контрактах за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно вышеуказанному положению Заказчиком оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Такое требование, по мнению Комиссии, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 февраля 2022 г. N 047/06/54.3-320/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022