Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов" "Авиалесоохрана" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обучению и переаттестации по программе "Взрывник" (извещение N 0348100075222000019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 04.02.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 652 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 21.02.2022.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 3 к Извещению о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлены требования к исполнителю.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1) Заказчиком в пункте 9 Приложения N 3 к Извещению о проведении Конкурса "Техническое задание на оказание услуг по обучению и переаттестации по программе "Взрывник" установлено, в том числе следующее:
"Наличие в штате или работающих по ГПД не менее 5 (пяти) преподавателей, имеющих высшее горное образование, диплом о профессиональной переподготовке по программе "Педагогика дополнительного образования", аттестацию по промышленной безопасности в области "А. Общие требования промышленной безопасности" и "Б.12. Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам" и имеющих Единую книжку взрывника с категорией на "право производства взрывных работ при борьбе с лесными пожарами".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии со ст. 46 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Федеральным законом. Согласно классификации профессиональных стандартов в соответствии с наименованиями и кодами областей профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 667н существует профессиональный стандарт "Взрывник", код 40.141 - "Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности", утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2017 N 53н, а также профессиональная квалификация "Взрывник (4-й уровень квалификации)", код 40.141, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2017 N 53н и Приказом АНО НАРК от 24.12.2020 N 92/20-ПР.
Наличие аттестации по промышленной безопасности обусловлено необходимостью преподавания таких дисциплин, как промышленная безопасность опасных производственных объектов (например, склад взрывчатых материалов), согласно ч. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" "аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей".
При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в данном случае это области "А. Общие требования промышленной безопасности" и "Б. 12. Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам".
Высшее горное образование необходимо в связи с тем, что согласно п. 57 Приказа Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения" (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61824) "получить Единую книжку взрывника на право руководства взрывными работами могут лица, имеющие высшее или среднее профессиональное горнотехническое образование, либо высшее или среднее профессиональное образование, связанное с обращением взрывчатых материалов в порядке, установленном пунктами 58 - 62 Правил".
Обучение по программе производства взрывных работ при борьбе с лесными пожарами имеет узкое направление, специалисты, проводящие обучение по другим программам по обращению со взрывчатыми материалами (взрывник на открытых горных разработках, взрывник в подземных разработках и прочее) не имеют необходимых знаний и опыта для обучения взрывников при борьбе с лесными пожарами (совершенно иная специфика производства работ)".
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений Приложения N 3 к Извещению о проведении Конкурса не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком в пункте 9 Приложения N 3 к Извещению о проведении Конкурса "Техническое задание на оказание услуг по обучению и переаттестации по программе "Взрывник"" установлено, в том числе следующее:
"Иметь опыт работы обучения по программе дополнительного образования на право производства взрывных работ при борьбе с лесными пожарами, что подтверждается копиями исполненных договоров за последние 5 лет".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности указанного положения Приложения N 3 к Извещению о проведении Конкурса, поскольку отсутствие опыта работы за последние 5 лет приводит к необоснованному ограничению конкуренции и не влияет на возможность надлежащего исполнения контракта, заключенного по результатам Конкурса.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 15.02.2022 N 50/06/4776эп/22 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 февраля 2022 г. N 50/06/4776эп/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022