Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14.02.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва:
- "_", действующий на основании доверенности от 08.02.2022 года б/н;
в отсутствии надлежащим образом извещенного индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_") (телефонограмма от 08.02.2022 года, уведомление от 08.02.2022 года по электронной почте sssaisuu@mail.ru),
рассмотрев обращение (вх. N 458 от 07.02.2022 года) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" (ОГРНИП: 321170000014068, ИНН: 170902915204, Дата присвоения ОГРНИП: 08.09.2021, Дата прекращения деятельности: 22.12.2021), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000121000047 "Поставка канцелярских товаров", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 08.02.2022 года N 27 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100000121000047.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении.
От ИП "_" пояснений о причинах неисполнения своих обязательств по государственному контракту от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 не поступало.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-12/2022, а также выслушав пояснение лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.10.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0212100000121000047 "Поставка канцелярских товаров", начальная (максимальная) цена контракта - 29 637,54 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0212100000121000047 от 10.11.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 7 заявок, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0212100000121000047 от 11.11.2021 года:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
110811118 |
9 329,39 руб. |
понижение |
110828976 |
9 477,58 руб. |
понижение |
110807645 |
12 145,00 руб. |
понижение |
110794599 |
13 480,00 руб. |
понижение |
110814310 |
14 073,86 руб. |
понижение |
110830886 |
15 111,68 руб. |
понижение |
110790658 |
(нет) |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0212100000121000047 от 12.11.2021 года заявки участников закупки N 110811118, N 110828976, N 110807645, N 110794599 и N 110814310 признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документации.
По итогам электронного аукциона N 0212100000121000047 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0212100000121000047 от 12.11.2021 года победителем признан участник закупки N 110811118 (ИП "_"), предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
25.11.2021 года между Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и ИП "_" заключен государственный контракт N Ф.2021.51 на поставку канцелярских товаров.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений лица, участвующего в деле, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 принято 21.12.2021 год и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 22.12.2021 года.
Кроме того, решение от 25.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено в адрес ИП "_" 22.12.2021 года письмом АО "Почта России" с почтовым идентификатором N 80099667054446, которое возвратилось в адрес заказчика 28.01.2022 года в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП "_" о принятом заказчиком решении является 22.01.2022 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 22.12.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 02.02.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 является неисполнение поставщиком своих обязательств по данному контракту.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта между государственным заказчиком и поставщиком ввелась претензионная работа.
08.12.2021 г., 21.12.2021 г. ИП "_" в адрес Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва направляла письма о невозможности исполнить контракт, а также просила расторгнуть государственный контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 по соглашению сторон.
10.12.2021 г. за исх. N ДК-5575/ Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва направило в адрес ИП "_" письмо об исполнении поставщиком своих обязательств в соответствии с государственным контрактом от 25.11.2021 года N Ф.2021.51.
21.12.2021 года государственный заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51.
Таким образом, в установленные государственным контрактом от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 сроки ИП "_" так и не приступила к обязательствам по исполнению данного контракта, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1. государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51, поставщик обязуется поставить канцелярские товары (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 срок поставки товара: с даты заключения государственного контракта и не позднее 06 декабря 2021 года.
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что в нарушение условий государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51 поставщик с момента заключения контракта не приступил к его исполнению, то есть не осуществил поставку канцелярских товаров в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, ИП "_" не выполнила свои обязательства по государственному контракту от 25.11.2021 года N Ф.2021.51, выразившееся в нарушении существенных условий контракта, а именно неисполнение обязательств по поставке товара в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ИП "_", подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ИП "_" государственного контракта 25.11.2021 года N Ф.2021.51, свидетельствует о совершении индивидуальным предпринимателем недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения Государственного учреждения -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
Доказательств совершения индивидуальным предпринимателем действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным учреждением -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (ИНН: 170902915204, ОГРНИП: 321170000014068, дата присвоения ОГРНИП: 08.09.2021 года), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта от 25.11.2021 года N Ф.2021.51, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000121000047 "Поставка канцелярских товаров", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
02.02.2021 |
07.02.2022 |
07.02.2022 |
0 |
07.02.2022 |
14.02.2022 |
10.02.2022 |
0 |
15.02.2022 |
14.02.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 февраля 2022 г. N 017/06/104-12/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022