Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" на действия (бездействие) Комитета городского хозяйства Мэрии города Грозного и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизинг) техники (номер извещения 0194200000522000034),
в присутствии представителей Заявителя (посредством видеоконференцсвязи): Хвостова А.А., Волнухина Ю.В., Стрельцова Е.В. по доверенности N 15 от 22.02.2022,
в присутствии представителя Заказчика - Баршигов С-Х.С-М. по доверенности N 01 от 21.02.2022,
в присутствии представителя Уполномоченного органа - Батаев Ю.К. по доверенности N 90/01-15 от 21.02.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, 16.02.2022 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" (ИНН 7604216781) на действия (бездействие) Комитета городского хозяйства Мэрии города Грозного (далее - Заказчик) и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизинг) техники, на начальную (максимальную) цену контракта 63 000 000,00 рублей (номер извещения 0194200000522000034), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статей 8 и 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей Уполномоченного органа и Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Представители Заявителя считают, что требования Заказчика к товарам, указанным в документации электронного аукциона, влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из жалобы следует: "Заказчиком была размещена закупка на проведение электронного аукциона N 0194200000522000034 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) спецтехники.
Наша компания планировала принять участие в указанном аукционе, однако не имела возможности этого сделать ввиду грубых нарушений, допущенных Заказчиком при составлении аукционной документации и ограничении круга лиц, имеющих возможность принять участие в закупке, а именно:
Проанализировав совокупность технических условий, содержащихся в аукционной документации, можно сделать вывод, что в совокупности характеристик закупаемого Заказчиком на условиях лизинга, подходит товар только одного производителя, а именно - Асфальтоукладчик VOGELE SUPER 1900-3. Другие товары, которые соответствуют указанным заказчиком показателям соответствия эквивалентности, не проходят по техническим условиям.
Изменение в документации данных характеристик к товару, позволит устранить нарушения требований законодательства N44-ФЗ, N135 ФЗ и устранит ограничения круга участников электронного аукциона.
Заявителем направлялись запросы о внесении изменения в документацию с целью устранить данное нарушение закона. В частности, заявитель просил изменить объем топливного бака, и установить его "не менее 350 л", с указанием на то, что только вышеназванный товар единственного производителя подходит под заданный заказчиком параметр объема топливного бака не менее 400 л.
Ответом на запрос от 15.02.2022 г., Заказчик отказал заявителю от внесения изменений в документацию, посчитав, что предмет закупки описан корректно и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вместе с тем, нами были проанализированы всевозможные асфальтоукладчики иных производителей, и было установлено, что по заданному заказчиком показателю объема топливного бака подходит только Асфальтоукладчик VOGELE SUPER 1900-3.
В частности:
Модель асфальтоукладчика |
Объем топливного бака, л |
XCMG RP603L |
230 |
Volvo P 7820 D ABG |
250 |
AMMANN AFT 600-3 |
320 |
BOMAG BF 800 C |
278 |
DYNAPAC SD2550C |
380 |
АСФ-Г-3-01 |
170 |
При этом, конкуренция должна быть непосредственно между производителями, а не только между поставщиками, которые могут предлагать поставки товаров от одного производителя. Таким образом, действия Заказчика ограничивают количество потенциальных участников в силу того, что параметры, указанные в техническом задании, в своей совокупности соответствовали лишь одной марке Товара - Асфальтоукладчик VOGELE SUPER 1900-3.".
Представитель Заказчика возражает против доводов Заявителя, пояснив, что технические характеристики топливного бака установлены исходя из условий эксплуатации и отсутствия у Заказчика топливозаправочной техники, необходимой для дозаправки асфальтоукладчика. При этом, Заказчик считает, что частая дозаправка несёт за собой дополнительные бюджетные расходы.
Представитель Уполномоченного органа также возражает против доводов Заявителя, считая, что Заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика и отвечают его потребностям, а также необходимы для выполнения им своих функций.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках рассмотрения данной жалобы, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение жалобы ООО "Байтек Лизинг" в отношении доводов о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции не осуществлялось.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе в части ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" на действия (бездействие) Комитета городского хозяйства Мэрии города Грозного и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизинг) техники, на начальную (максимальную) цену контракта 63 000 000,00 рублей (номер извещения 0194200000522000034) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 24 февраля 2022 г. N 020/06/33-05/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022