Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 21.02.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
в присутствии представителей:
заказчика (по доверенности),
уполномоченного учреждения (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22 - ЭА 3 - 11: работы по расчистке ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области (реестровый номер 0846500000622000009) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, уполномоченного учреждения, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 58 от 14.02.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 10.02.2022 поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - управления экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
Рассмотрение жалобы было назначено на 16.02.2022 в 11:30. Однако, в связи с необходимостью выяснения всех обстоятельств, рассмотрение жалобы было отложено на 17.02.2022 в 14:30.
В жалобе заявителя указано, что закупаемые заказчиком работы по расчистке ложа пруда не являются работами по строительству некапитального строения, сооружения, а также не являются работами по благоустройству территории. В связи с чем, заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование с соответствии с пунктом 9 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
Представитель заказчика не согласен с доводами заявителя, поскольку определенные виды работ, которые необходимо выполнить подрядчику, непосредственно связаны со строительными работам в сфере градостроительной деятельности.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили письменное мнение на жалобу, а также затребованные документы.
Извещение о проведении электронного аукциона N 22 - ЭА 3 - 11: работы по расчистке ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области (реестровый номер 0846500000622000009), размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 224 390,00 руб.
Объектом закупки является выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено дополнительное требование к участникам закупки по пункту 9 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 о наличии опыта на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В силу пункта 10 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно п. 10.2 ч. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с положениями ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно также содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки (приложение к извещению о проведении электронного аукциона) содержится задание на выполнение работ по расчистке ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области, согласно которому в данном случае подрядчику необходимо выполнить работу в соответствии с условиями контракта, проектной документацией "Расчистка ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области" (далее - Проект), с проектом производства работ, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с Водным кодексом РФ N 74-ФЗ от 03.06.2006, с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, разделами 6.2.1, 6.2.2, 10 СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты (Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87), СНиПами 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" и 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации 04.07.2020 N 985".
Из раздела 1 тома 1 проектной документации шифр N 42-21-СМ "Расчистка ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области", следует, что пруд, ложе которого необходимо расчистить, построен хозспособом, год постройки неизвестен.
При этом, областным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Липецкой области" произведена государственная экспертиза на основании которой выдано положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства N 48-1-4-0383-21 от 10.11.2021) на объект водохозяйственного назначения.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, пруды относятся к поверхностным водным объектам.
Как следует из письменных пояснений заказчика, закупаемый вид работ является комплексом мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, включающий расчистку и дноуглубление ложа пруда, с целью защиты от подтопления.
Приказом Минприроды России от 22.10.2020 N 846 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" определен перечень мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, который не предусматривает осуществление строительных работ и включает в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);
2) проведение ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
В соответствии с п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391, мероприятия по охране водных объектов включают в себя:
а) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов";
б) предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения;
в) расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений;
г) аэрацию водных объектов;
д) биологическую рекультивацию водных объектов;
е) залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов;
ж) оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, закупаемые заказчиком работы не являются работами по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Таким образом, поскольку объектом электронного аукциона не является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), а также благоустройству территории, то заказчик, неправомерно установил в извещении о проведении электронного аукциона указанное дополнительное требование к участникам электронного аукциона, чем допустил нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе
Установленное нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией установлено, что предписание об устранении нарушения выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "ГИДРОТЕХСТРОЙ" на положения извещения об электронном аукционе (предписание от 17.02.2022 по делу N 048/06/105-173/2022).
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22 - ЭА 3 - 11: работы по расчистке ложа пруда, расположенного от д. N 7 до д. N 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района Липецкой области (реестровый номер 0846500000622000009) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "ГИДРОТЕХСТРОЙ" на положения извещения об электронном аукционе (предписание от 17.02.2022 по делу N 048/06/105-173/2022).
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 февраля 2022 г. N 048/06/105-174/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022