Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; членов Комиссии: Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела, Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
в отсутствие представителей от муниципального заказчика - Администрации Сковородинского района Амурской области (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения Сковородинского района "Служба Заказчика",
рассмотрев в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2019 N МЕ/49839/19 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, материалы внеплановой проверки закупки в форме электронного аукциона, объявленного извещением N 0823600003621000335 от 06.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru "Приобретение в муниципальную собственность Сковородинского района недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для переселения граждан из аварийного фонда в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Сковородинского района" подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории района", на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
уведомлением от 25.01.2022 исх. N 06-233-э проведение внеплановой проверки названной закупки назначено на 02.02.2022 в 14 часов 30 минут.
В ходе заседания 02 февраля 2022 года Комиссией Амурского УФАС России в целях уточнения всех обстоятельств по делу установлена необходимость получения документов и сведений по закупке, которые не были представлены в соответствии с уведомлением по делу N 028/06/99-32/2022 от 25.01.2022 исх. N 06-233-э.
На основании изложенного, проведение внеплановой проверки по делу N 028/06/99-32/2022 назначено на 16 февраля 2022 года в 15 часов 00 минут.
УСТАНОВИЛА:
06.12.2021 уполномоченным органом по заявке заказчика на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0823600003621000335 о проведении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность Сковородинского района недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для переселения граждан из аварийного фонда в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Сковородинского района" подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории района".
Проведение закупочной процедуры регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 580 165,70 рублей.
Документация об аукционе утверждена должностным лицом заказчика.
Указанная закупка осуществлена в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
Дата и время начала срока подачи заявок: 06.12.2021 16:57 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 14.01.2021 09:00 (МСК+6).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 14.12.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме: 15.12.2021. Время проведения аукциона: 09:55.
Согласно протоколу от 14.12.2021 на участие в закупочной процедуре поступила одна заявка - от ООО "Славянское", аукционной комиссией заказчика признанная соответствующей требованиям документации об аукционе, закупка признана несостоявшейся.
25.12.2021 между Администрацией Сковородинского района и ООО "Славянское" заключен муниципальный контракта на сумму 10 580 165,70 рублей, на момент проведения антимонопольным органом контракт находится в стадии "Исполнение". Данному контракту присвоен реестровый номер: 3282600177021000127. Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Реестр контрактов" заказчиком фактически оплачено по контракту 5 290 082,85 рублей.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, определяющего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно аукционной документации по рассматриваемой закупочной процедуре (глава V. Описание объекта закупки, Техническое задание) в один лот включены 4 жилых помещения - благоустроенные квартиры, и дано следующее описание объекта закупки:
Месторасположение жилого помещения (квартиры) (указываются границы соответствующего муниципального образования |
Кол-во комнат |
Общая площадь жилого помещения (за исключением площади балконов, лоджий, веранд и террас)* |
Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан |
не менее 2 |
не менее 45,00 м2 |
Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан |
не менее 1 |
не менее 18,60 м2 |
Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан |
не менее 1 |
не менее 17,70 м2 |
Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан |
не менее 2 |
не менее 31,80 м2 |
Так, техническим заданием аукционной документации в рамках прочих требований к конкретным показателям жилого помещения (квартиры) установлены следующие требования - местоположение квартиры: Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан.
При этом, согласно пункту 9 Информационной карты документации об аукционе "Информация о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Срок (период) поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг.
Условия контракта" объекты недвижимости должны быть переданы Поставщиком по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью муниципального контракта в соответствующем техническом и санитарном состоянии, в срок не позднее 01.12.2023 года.
Данный срок передачи квартир косвенно указывает на отсутствие объектов недвижимости в наличии у потенциального исполнителя по контракту для передачи заказчику и возможном строительстве данных объектов недвижимости.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме N АК/104308/19 от 28.11.2019, в соответствии ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, по мнению ФАС России, укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Амурского УФАС России установила, что заказчик при проведении указанного электронного аукциона включил в состав одного лота (в состав одной закупки) два жилых помещения, которые не отвечают следующим критериям: они не связаны между собой, отсутствует необходимость их использования как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами, переселяемыми из аварийного жилья.
Ввиду изложенного, объединение в один лот нескольких квартир ограничило возможность участия в данной закупке лиц, имеющих одну квартиру, обеспечило преимущество участия в закупке лицу, имеющему три и более квартир, что является ограничением количества участников закупок.
Следует также учесть, что содержание документации об аукционе указывает на отсутствие технической либо иной взаимосвязи закупаемых объектов.
Так, согласно пункту 3.1 проекта муниципального контракта приобретаемые жилые помещения могут располагаться в разных многоквартирных домах, в введенных в эксплуатацию объектах капитального строительства.
Аналогичное положение содержится в приложении N 1 к муниципальному контракту "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики жилых помещений (квартир)": приобретаемые жилые помещения могут располагаться в разных многоквартирных домах.
Данные положения документации об аукционе указывают на возможность поставки объектов недвижимости, созданных в будущем, как построенных, так и созданных иным путем (перевод из нежилого помещения в жилое, приобретение по договору купли-продажи в будущем, инвестиционная деятельность в форме финансирования строительства объектов недвижимости и др.).
26.11.2021 Администрацией Сковородинского района в адрес ООО "Славянское", ОАО "ЗеяИнвестЭнерго" и ИП Симоновой Е.Л. направлено письмо исх. N 7201 о предоставлении коммерческого предложения о стоимости 1 квадратного метра жилого помещения в с. Талдан в соответствии с приложением к данному запросу.
Приложение к письму от 26.11.2021 исх. N 7201 содержит 44 позиции с указанием количества комнат в жилом помещении и площади каждой квартиры. Четыре из названных позиций предусмотрены в качестве предмета контракта по рассматриваемой закупочной процедуре. Данные обстоятельства косвенно указывают на то, что заказчиком при объявлении ряда закупочных процедур запрошены коммерческие предложения одним письмом в отношении 44 квартир (жилых помещений), находящихся в одном - двух многоквартирных домах фактически находящихся в стадии строительства, либо планируемых к возведению (строительству) одним застройщиком.
Представленные в материалы дела сведения об обосновании начальной (максимальной) цены контракта содержат практически идентичную структуру информации о стоимости строительства квадратного метра жилья в части сведений, запрашиваемых заказчиком, но отличающихся по незначительным деталям.
При этом в письмах ООО "Славянское", ОАО "ЗеяИнвестЭнерго" и ИП Симоновой Е.Л. содержатся идентичные выражения с незначительными отличиями. Соответственно, предоставленная информация от различных организаций при отсутствии разумных причин не может настолько совпадать в деталях в связи с чем необходимо относится критически к представленным письмам.
В материалы дела заказчиком представлено письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 25.11.2021 N 05-7731, согласно которому учитывая рост цен по всем ценообразующим материальным ресурсам, применяемым в строительстве, отсутствие на вторичном рынке жилья Сковородинского района достаточного количества жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям, считаем возможным соответствующих предъявляемым требованиям, возможно обеспечивать за счет субсидии, выделяемой в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 года" (постановление Правительства Амурской области от 29.03.2019 N 152), софинансирование мероприятий по приобретению жилых помещений на вторичном рынке жилья Сковородинского района в размере, не превышающем стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, утвержденную приказом Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации в IV квартале 2021 года".
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 17.12.2021) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") определено, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, которые подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (подпункт 5.2.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2021, N 21, ст. 3582).
В соответствии с имеющимися полномочиями Минстроем России издан Приказ от 28.09.2021 N 699/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2021 N 65697), согласно которому в Амурской области цена 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в IV квартале 2021 года составляет 93 547 рублей. Исходя из количества квадратных метров закупаемого жилого помещения начальная (максимальная) цена контракта заказчиком установлена в пределах цены за квадратный метр жилой площади, установленной Приказом Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр.
Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что по запросу антимонопольного органа от 25.01.2022 исх. N 06-233-э и запросу от 04.02.2022 исх. N 06-398-э о предоставлении письменных пояснений в части объединения в один лот нескольких объектов закупки, функционально и технологически не связанных между собой, со ссылкой на нормативные акты и предоставлением документов, подтверждающих позицию заказчика, а так же сведений, подтверждающих наличие функционирующего товарного рынка закупаемого товара с учетом объединения нескольких объектов закупки в один лот, наличие не менее двух потенциальных участников, способных выполнить контракт, являющийся результатом рассматриваемой закупочной процедуры (строящих или реализующих квартиры (жилые помещения) в необходимом заказчику муниципальном районе, населённом пункте), заказчиком и уполномоченным органом не представлены.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Указание в описании объекта закупки нескольких объектов недвижимости (жилых помещений), являющихся предметом торгов, которые могут располагаться в различных многоквартирных домах, свидетельствует об ограничении круга участников закупки, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе.
Комиссия Амурского УФАС России, рассматривая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания ввиду того, что по результатам закупочной процедуры заказчиком заключен муниципальный контракт.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Сковородинского района Амурской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
Ю.П. Лескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 февраля 2022 г. N 028/06/99-32/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022