Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии индивидуального предпринимателя <_> (личность удостоверена), в присутствии представителя заказчика - Областного казенного учреждения "Охочевский социальный приют для детей и подростков" (далее - ОКУ "Охочевский социальный приют") <_> (личность удостоверена), комплексно: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4087249068, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N470 от 10.02.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОКУ "Охочевский социальный приют" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП <_> (адрес: 306530, Курская область, г. Щигры ул. Степная, д.19, квартира 27; ИНН 462803219561), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 09.02.2022 г. (вх. N572) поступило обращение заказчика - ОКУ "Охочевский социальный приют" обращение о включении информации в отношении ИП <_> (адрес: 306530, Курская область, г. Щигры ул. Степная, д.19, квартира 27; ИНН 462803219561) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N 1 от 22.11.2021 г. по предмету: "Капитальный ремонт забора ограждения территории "ОКУ Охочевский социальный приют"" (закупка N0744200000221007557).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
21.10.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0744200000221007557 для нужд заказчика по предмету: "Капитальный ремонт забора ограждения территории "ОКУ Охочевский социальный приют"", документация об электронном аукционе, проект контракта, ИКЗ: 212462800608046280100100330014329243.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 621 280 руб. 24 коп.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N04-01/895 от 09.11.2021 г., электронный аукцион признан несостоявшимся, по результатам рассмотрения единственной заявки участника закупки победителем электронного аукциона был признан ИП <_>, в связи с признанием заявки соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе_" и документации об электронном аукционе.
Согласно ч.10 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции от 30.12.2021, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч.2.1 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", и максимальному значению цены контракта.
22.11.2021 г. по результатам закупки между заказчиком - ОКУ "Охочевский социальный приют" и подрядчиком - ИП <_>был заключён Контракт N 1 от 22.11.2021 г. по предмету: "Капитальный ремонт забора ограждения территории "ОКУ Охочевский социальный приют"" на сумму 3 621 280 руб. 24 коп. (реестровый номер контракта N 24628006080 21 000022) (далее - Контракт).
Пунктом 1.2 контракта определены сроки выполнения работ по контракту: начало срока с даты заключения контракта, окончание - не позднее 22.12.2021 г. Таким образом, 22.11.2021 г. является датой начала исполнения обязательств по контракту, 22.12.2021 г. (включительно) - дата окончания исполнения обязательств по контракту.
Как следует из пояснений представителя заказчика, ИП <_>к выполнению работ приступил в срок, вместе с тем, работы осуществлял в несоответствии с графиком проведения работ, установленного контрактом.
В связи с чем, заказчиком - ОКУ "Охочевский социальный приют" в адрес ИП <_> были направлены письма от 15.12.2021 г., от 22.12.2021 г. с уведомлением о нарушении подрядчиком сроков выполнения работ.
По состоянию на 30.12.2021 г. обязательства по контракту в полном объеме подрядчиком исполнены не были.
Поскольку ОКУ "Охочевский социальный приют", как казенному учреждению, лимиты бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ были выделены на текущий год - 2021, у заказчика отсутствовала возможность приемки и оплаты работ в 2022 году.
Таким образом, 30.12.2021 г. заказчиком - ОКУ "Охочевский социальный приют" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ИП <_> на заседании Комиссии, пояснил, что нарушение сроков выполнения работ произошло по причине плохих погодных условий, о чем он уведомлял заказчика в письме от 27.12.2021 г.
В подтверждение своего довода, ИП <_> в материалы дела представлено письмо ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" от 11.02.2022 г., содержащее метеорологическую информацию об атмосферных осадках за период с 25.11.2021 г. по 27.12.2021 г.
ИП <_> указал, что им принимались меры по надлежащему исполнению контракта - закупался необходимы материал, что подтверждается представленными в дело счетами на оплату и квитанциями, и производились необходимые работы, вместе с тем, по независящим от подрядчика причинам (погодные условия) выполнить работы в срок, предусмотренный контрактом, не представлялось возможным.
Кроме того, ИП <_> пояснил, что работы по контракту выполнялись в январе 2022 г., но в полном объеме обязательства по контракту не исполнены. Данные обстоятельства не отрицаются представителем заказчика в ходе заседания Комиссии.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Порядок расторжения контракта регламентируется ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции от 30.12.2021, действующей на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.1 Контракта: "настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом заказчика и подрядчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ".
Согласно ч. 12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком размещено в единой информационной системе 01.02.2022 г., то есть с нарушением срока, установленного ч. 12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
30.12.2021 г. решение ОКУ "Охочевский социальный приют" было направленно в адрес ИП <_> почтовым отправлением в соответствии с положениями ч. 12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
Как подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор 30653065026082), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП <_> получено 21.01.2022 г..
В силу ч. 12 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 21.01.2022 г. признается датой надлежащего уведомления заказчиком ИП <_> о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 01.02.2022 г.
В то же время, в карточке контракта N 24628006080 21 000022 открытой части ЕИС в разделе "Информация об исполнении (расторжении контракта)", дата расторжения контракта N 1 от 22.11.2021 г. указана - 31.01.2022 г.
В силу подпункта "л" п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения, то есть, информация о расторжении контракта является обязательной для размещения в единой информационной систем.
При таких обстоятельствах, действия заказчика по исчислению сроков - даты расторжения контракта, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенных в ч.13 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции от 30.12.2021, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), а также заказчиком нарушен порядок размещения в ЕИС информации о расторжения контракта.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" п.13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Учитывая, что материалами дела подтверждается принятие ИП <_>мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения подпункта "а", "в" п. 15 Правил, информация в отношении ИП <_> не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Областному казенному учреждению "Охочевский социальный приют для детей и подростков" во включении информации в отношении индивидуального предпринимателя <_> (адрес: 306530, Курская область, г. Щигры ул. Степная, д.19, квартира 27; ИНН 462803219561) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 февраля 2022 г. N РНП-46-617
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022