Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 061/06/42-143/2022, 061/06/42-144/2022 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158200004022000006 "Специальный ветеринарный транспорт" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-2 (Носкова С.М.), представителя Заказчика (Варданяна А.В.), в отсутствие представителей Заявителя-1 и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которой обжаловались положения документации.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158200004022000006:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 77596156.67 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.02.2022 года в 08 часов 00 минут.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя-1, описание объекта закупки выполнено Заказчиком таким образом, что совокупности установленных требований к параметрам и техническим характеристикам транспортного средства соответствует автомобиль единственного производителя ООО "Инвеставто".
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.2 ст.42 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком размещена закупка специального ветеринарного автомобиля.
По мнению Заявителя-1, по совокупности технических характеристик к поставке возможно оборудование единственного производителя ООО "Инвеставто".
Заявитель-1 в обоснование своих доводов привел все позиции Технического задания. При этом, в жалобе отсутствует указание на конкретные характеристики товара, исключающие возможность поставки автомобилей иного производителя.
Так, согласно Техническому заданию, Заказчику требуется к поставке автомобиль специальный "Ветеринарная служба" на базе Лада 4х4.
АО "Автоваз" производит различные модели Лада 4х4, в том числе, на базе Лада 2121 (трехдверный кузов) и на базе Лада 2131 (пятидверный кузов). Также Техническое задание не ограничивает участников закупки в выборе конкретной модификации автомобиля. Так, например, специальные ветеринарные автомобили на базе Lada 2121, 2131 имеют ряд модификаций: 180641, 180642, 180643, 180644, 180645, 180646, 180647, 180648, 180649, 18064A, 18064B, 18064C, 18064D, 18064E, 18064F.
Кроме указанного заявителем ООО "ИнвестАвто", специальные автомобили на базе Lada 2121, 2131, также производят, например ООО "Промтех", ООО "Инруском".
Таким образом, Заявителем не представлено доказательств в обоснование своего довода о возможности поставки специального ветеринарного автомобиля производства только одного производителя.
Согласно сложившейся судебной практике (Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NАЗ8-5844/2014) Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
В соответствии со ст. 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 3 ст. 13 Закона заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка специального ветеринарного автомобиля, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела Заявитель не представил доказательств, опровергающих наличие на рынке специальных ветеринарных автомобилей нескольких производителей, соответствующего требованиям Технического задания.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Аналогичной позиции придерживается Президиум Верховного суда Российской Федерации (обзор судебной практики, утв. 28.06.2017 г.), устанавливая что "в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции" (п. 1 Обзора). При этом, указано в Обзоре (п. 1), "заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки".
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, доводы Заявителя-1 жалобы о возможности поставки товара только одного производителя, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, жалоба Заявителя-1 является необоснованной.
Согласно доводу жалобы Заявителя-2, часть требований к составу заявки, изложенных в Техническом задании, установлены Заказчиком в нарушение положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными этой частью. В их число входит требование о том, что описание объекта закупки в документации должно носить объективный характер и в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 3 ч.2 ст.42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Заявителем-2 оспаривается включение в Техническое задание п.9.8, 9.9., и как следствие, необходимость указания в составе заявки:
9.8 |
Действующее Одобрение типа транспортного средства на автомобиль специальный "Ветеринарная служба" |
Наличие |
9.9 |
Модель по Одобрению типа транспортного средства на автомобиль специальный "Ветеринарная служба" |
Указать |
Комиссия при принятии решения руководствуется следующим.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Часть 2 ст.28 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает обязанность лиц выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления подтверждения соответствия. При этом подтверждением соответствия в силу положений данного Федерального закона является документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N877, одобрение типа транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.
Таким образом, одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС) является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации. Комиссия при принятии решения также приняла к сведению позицию Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенную в Постановлении от 31.03.2021 по делу NА63-5531/2020, согласно которой:
"сведения об одобрении типа транспортного средства публикуются на сайте Росстандарта. Одобрение типа транспортного средства не является документом, выданным в отношении конкретного автомобиля. Довод о том, что одобрение типа транспортного средства является документом, который передается покупателям непосредственно вместе с транспортным средством, обоснованно отклонен; документом, подлежащим передаче вместе с товаром на основании п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, является паспорт транспортного средства, который хранится у собственников или владельцев транспортных средств и представляется в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами, но не одобрение типа транспортного средства.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что при проведении электронного аукциона заказчик вправе установить в заявке требование о представлении копии одобрения типа транспортного средства, как документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. В противном случае заказчик не сможет проверить соответствие заявленного товара установленным требованиям к легковым автомобилям".
Одобрение типа транспортного средства оформляется при положительных результатах оценки соответствия типа транспортного средства.
Протоколы испытаний оформляются по результатам проверки всех комплектующих спецавтомобиля. Комплектация спецавтомобилей отражается в ОТТС. Предоставление ОТТС в составе заявки позволит Заказчику проверить соответствие заявленного товара установленным требованиям.
Следовательно, требование Заказчика о предоставлении копии ОТТС в составе заявки не противоречит Закону.
Таким образом, жалоба Заявителя-2 является необоснованной.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Швабе-СпецАвто", ООО "Сограндис" необоснованными.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 февраля 2022 г. N 061/06/42-143/2022 (ключевые темы: участники закупок - одобрение типа транспортного средства - электронный аукцион - техническое задание - техническое регулирование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022