Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/42-156/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300052522000009 "Приобретение жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заявителя (Швечикова Д.В., Посохова А.Е.), представителя Заказчика (Шелакова А.А.), в отсутствие представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых возражал против доводов жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300052522000009:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 11137500.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе -16.02.2022 года в 10 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком в проекте контракта условия о перечислении средств на "лицевой" счет продавца.
В соответствии с пп. "д" п.1 ч.2 ст.51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "п" п.1 ч.1 си.43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В приложении 4 к извещению Заказчик установил, что в составе заявки участник предоставляет реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта". Таким образом, требование о перечислении средств по контракту только на лицевой счет, не установлено.
Сведения о реквизитах счета (лицевого, расчетного или иного), предоставленные участником закупки, используются при заполнении соответствующего раздела проекта контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в тексте контракта формулировка "лицевой" счет используется в качестве обозначения любого счета, реквизиты которого приведены в разделе 7 контракта.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик в извещении установил требования об указании в составе заявки на участие в аукционе характеристик жилого дома, в котором расположено приобретаемое жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчик указал требования к характеристикам закупаемого жилого помещения, которые участник закупки должен указать в заявке в таблице приложения 3 "Описание объекта закупки". Требование об указании в заявке предложения в отношении характеристик многоквартирного дома в названной таблице и в иных разделах извещения Заказчиком не установлено.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии права собственности на объект жилой недвижимости на момент подачи заявки на участие в аукционе.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, требования о наличии в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение установлены в силу ст. 1 и ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) в связи с необходимостью регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество после заключения муниципального контракта приобретения жилья в муниципальную собственность:
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона N218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ст.4 Закона N218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.
Результатом проведения закупки является заключение муниципального контракта. В соответствии с частью 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В заявке участник закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона должен указать характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона.
В силу требований ст. 554 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в муниципальном контракте (договоре) купли-продажи должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения с лицом, не обладающим правом собственности на жилое помещение, за исключением лица, действующего в интересах собственника по доверенности, а также на продажу неопределенного на момент заключения жилого помещения, в силу вышеуказанных норм невозможно.
Кроме того, правоотношения сторон - собственника недвижимого имущества и его приобретателя - являются отношениями по передаче товара (объекта) и прав собственности на него от одной стороны другой по договору купли-продажи регулируются положениями главы 30 (§ 7) ГК РФ.
Отношения сторон, связанные с совершением одной стороной действий по поиску на рынке подходящего для другой стороны недвижимого имущества и последующих действий по оформлению передачи ей прав собственности на такое имущество, являются правоотношениями по договорам возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), поручения (глава 49 ГК РФ) или агентирования (глава 52 ГК РФ).
Соответственно объектом закупки в одном случае является - товар, а в другом - услуги (действия).
Согласно ст.ст. 18, 21 Закона выбор объекта закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки принадлежит заказчику при формировании плана закупок.
Установление такого требования, как наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество не является нарушением законодательства о контрактной системе.
В силу ч.5 ст.40 Закона N218-ФЗ предусмотрено осуществление государственной регистрации права собственности на квартиру в многоквартирном доме.
Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
По правилам п.1 ст.131 ГК РФ:
- право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней;
- регистрации подлежат: право собственности право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях. предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п.1 ст.164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
На основании ч.1 ст.28 Закона N218-ФЗ государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН.
Таким образом, требование Заказчика о наличии в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на предлагаемое к поставке жилое помещение, не нарушают требования законодательства о контрактной системе.
Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В соответствии с пп. "н" п.1, пп. "в" п.2 ч.1 ст.43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
В силу ч.3 ст.43 Закона требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В Приложении 4 к извещению об электронном аукционе Заказчик установил:
заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе:
1) информацию и документы об участнике закупки:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
- правоподтверждающие документы на жилое помещение. Такими документами могут быть:
1. Регистрационное удостоверение - в случае, если право собственности участника аукциона возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости - во всех иных случаях, за исключением случая, если право собственности участника аукциона признается юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
- правоустанавливающие документы, предусмотренные в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Такими документами могут быть:
1. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3. акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4. свидетельства о праве на наследство;
5. вступившие в законную силу судебные акты;
5.1. решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;
6. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7. иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
- документы, подтверждающие отсутствие в отношении жилого помещения обременений правами третьих лиц, арестов, иных запрещений. Такими документами могут быть:
1. выписка из Единого государственного реестра недвижимости - во всех случаях.
2. справка об отсутствии арестов, выданная органом (организацией), осуществлявшей учет прав на недвижимое имущество, - в случае, если право собственности участника аукциона возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Из содержания извещения об осуществлении закупки невозможно определить какие именно документы из перечисленных подлежат включению в состав заявки: только правоподтверждающие или только правоустанавливающие или те и другие одновременно.
На основании ч.1 ст.28 Закона N218-ФЗ государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН.
В силу ч.2 ст.14 Закона N218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);
7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании ч.ч.5, 10 ст.40 Закона N218-ФЗ установлены особенности государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, в т.ч.:
- при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем;
- государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу ч.7 ст.62 Закона N218-ФЗ выписка, содержащая общедоступные сведения ЕГРН, должна содержать в т.ч. описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан.
Наряду с выпиской из ЕГРН и регистрационным удостоверением, Заказчик в Приложении 4 к извещению указал документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав на недвижимость в соответствии с ч.2 ст.14 Закона N218-ФЗ, но не подтверждающими право собственности на жилое помещение. При этом, требования Заказчика к составу заявки сформулированы таким образом, что невозможно определить какими именно документами участник должен подтвердить наличие у него права собственности на жилое помещение. Устанавливая противоречивые требования к документам, которые необходимо представить участникам закупки в составе заявки, Заказчик нарушил ч.3 ст.43 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.43 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 февраля 2022 г. N ________/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022