Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Дирекция по управлению объектами административного назначения" (далее - Заказчик):;
ООО "Первая обслуживающая компания" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3993-ЭП/22 от 11.02.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене дверей входных групп (извещение N 0372200007122000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.01.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200007122000001.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 588 031,77 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурса комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном размещении протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта на основании предоставления обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, не соответствующей положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласен и считает ее необоснованной, позиция Заказчика изложена в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 11. ст. 54.7 Закона о контрактной системе не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В силу ч.14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе Победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 28.01.2022 NИЭА1 (Размещено в ЕИС 28.01.2022 11:50 (МСК)) победителем конкурса признано ООО "ПЕРВАЯ ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ".
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе указанных в ч.12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч.12 ст.82.1, ч. 23 ст. 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст.68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
На заседании Комиссия УФАС установила, что 31.01.2022 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов") с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.02.2022 NППУ20_1 (Размещено в ЕИС 08.02.2022 17:43 (МСК)) Заказчик принял решение об отказе от заключения контракта с ООО "ПЕРВАЯ ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" по следующим основаниям:
По результатам подведения итогов аукциона (протокол подведения итогов аукциона от 28.01.2022 N ИЭА1) победителем данного аукциона признано ООО "Первая обслуживающая компания" (юридический адрес: 194156, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр-кт., д. 108, кв. 37; ИНН 7802680480, КПП 780201001, e-mail: 7152387@mail.ru, тел.: (812) 715-23-87, 8 (960) 280-33-55), предложившее первым наиболее низкую цену контракта - 4 565 091 рубль 61 копейка (Четыре миллиона пятьсот шестьдесят пять тысяч девяносто один рубль 61 копейка).
31.01.2022 победителю электронного аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) направлен проект контракта.
03.02.2022 на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" (www.sberbank-ast.ru) (далее - электронная торговая площадка) в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона победителем, ООО "Первая обслуживающая компания", размещен протокол разногласий.
03.02.2022 в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации по адресу https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчик разместил доработанный проект контракта.
04.02.2022 на электронной торговой площадке победителем, ООО "Первая обслуживающая компания", размещен подписанный контракт. В качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия от 04.02.2022 N 90557P53R8UR2Q0AQ0QQ8RL (далее - гарантия), выданная Публичным акционерным обществом "Сбербанк России". Представленная гарантия не соответствует требованиям аукционной документации (п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона).
08.02.2022 в реестре независимых гарантий ЕИС Заказчиком размещен отказ в принятии гарантии от 08.02.2022 N 198/22-0-0.
По причине непредоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, на основании ч. 5 ст. 96 Закона ООО "Первая обслуживающая компания" признается уклонившимся от заключения контракта.
В силу ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
В силу ч.ч.3-5 ст.96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Дополнительные требования к банковским гарантиям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление N 1005).
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией УФАС установлено, что победителем конкурса 04.02.2022 направлен подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 04.02.2022 N90557P53R8UR2Q0AQ0QQ8RL, выданной ПАО "Сбербанк России".
Согласно шестому абзацу гарантии требование платежа по гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении по следующему адресу: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 19, либо в форме электронного документа.
В соответствии с п. 16 извещения об осуществлении закупки независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения контракта, должна учитывать, в том числе требования, изложенные в ст. 45 Закона о контрактной системе.
Из содержания п. "а" дополнительных требований к независимой гарантии, используемой для целей федерального закона "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 1005, обязательно к закреплению в независимой гарантии, в том числе права:
заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных независимой гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - требование), в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, бенефициар имеет право направлять требование на бумажном носителе или в форме электронного документа.
При этом указание в гарантии способа направления бумажного носителя положениями Закона о контрактной системе, Постановления, извещения не предусмотрено.
Следовательно, установление в гарантии обязанности бенефициара направлять требование заказным письмом с уведомлением о вручении не соответствует положениям Закона о контрактной системе, Постановления, извещения и ограничивает использование бенефициаром иных способов передачи требования на бумажном носителе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания независимой гарантии не соответствующей требованиям аукционной документации и положениям Закона о контрактной системе, и, следовательно, в действиях Заказчика в части признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 45, 54.7, 83.2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Первая обслуживающая компания" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 февраля 2022 г. N 44-628/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022