В связи с поступившей от АНО "Дозор" (вх. N 1855-ЭП/22 от 24.01.2022) информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС),
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж" (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителя:
АНО "Дозор" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по физической охране и обеспечению круглосуточного контрольно-пропускного режима здания общежития СПб ГБПОУ "СПАСК" по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 43 к. 2 и здания учебного корпуса по адресу: г. Санкт-Петербург, Рижский пр., д. 3 к. 2 лит. В (извещение номер N 0372100043621000075).
Адрес проверяемой организации: 190103, Санкт-Петербург, пр. Рижский, д. 3/2, лит. В;
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 096 007,68 руб.
В обращении АНО "Дозор" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч.1 ст.56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В силу ч.5 ст.56.1 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Согласно ч.6 ст.56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 ст.56.1 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно п. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
Согласно п.1 Постановления N99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению.
п. 9 Приложения N1 к Постановлению N99 установлено, что при оказании услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций предусмотрена обязанность установления дополнительных требований: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Подтверждением такого опыта являются следующие документы: копия исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом закупка должна проводится в форме конкурса с ограниченным участием в электронной форме (ч.5 ст.56.1 Закона о контрактной системе), поскольку процедурой обычного конкурса в электронной форме не предусмотрено как право установления дополнительных требований по ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, так и обязанность участников по предоставлению документов подтверждающих их соответствие ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, в отличие от конкурса с ограниченным участием (установлена обязанность установления таких требований: ч.5, ч.6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, установлена обязанность участников по предоставлению документов: ч.7 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, установлено право конкурсной комиссии признать заявку не соответствующей в случае не предоставления таких документов: ч.8 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, Заказчиком правомерно определен способ определения поставщика, путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Обращаем внимание комиссии, что согласно Реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, размещенных на ЕИС, имеется положительная практика при осуществлении закупок посредством проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг физической охраны объектов, по результатам которых жалобы были признаны необоснованными: NN извещений 0373100021721000004, 0372100030815000038.
2. Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Наряду с этим, оказание услуг по охране образовательных учреждений носит специализированный характер и оказать такие услуги могут только исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации и опыта. Кроме того, с учетом событий и тенденций, происходящих в последнее время (нападения стрелков, пронос и использование различных видов оружия и др.), связанных с угрозой терактов, пожаров, актов насилия со стороны других лиц, криминальных проявлений в среде самих учащихся (хищения, драки, распространение наркотиков), риском хищения детей или имущества, для обеспечения безопасности учебных заведений приоритетным направлением является выбор опытного и добросовестного исполнителя для оказания услуг по физической охране образовательного учреждения. Отдельные требования к охране образовательных организаций установлены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
С учетом специфики объекта закупки и его высокой социальной значимости, Заказчик при определении способа определения исполнителя руководствуется именно лучшими условиями исполнения контракта, а не получением наиболее низкой цены контракта.
Таким образом, заказчиком правомерно установлены критерии оценки подпоказателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)" показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
3. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (Правилами N 1085).
При этом, согласно пункту 3 Правил N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил N 1085, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Приложении N2 конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
"Показатель 2: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (ЦБ труд. рес).
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее число имеющихся у участников трудовых ресурсов, привлекаемых к оказанию охранных услуг.
Комиссия оценивает обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами путем изучения заявленных участником данных, при условии наличия в составе заявки копий следующих подтверждающих документов:
1. Действующее удостоверение частного охранника (все страницы) - в соответствии с требованиями ст.11.1 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
2. Личная карточка охранника - в соответствии с требованиями ст.12 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
3. Действующее медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.
4. Трудовой договор - в соответствии с требованиями ст.11.1 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Информация о наличии трудовых ресурсов будет оцениваться при условии наличия всех вышеперечисленных копий документов, указанных в пп.1-4.
Порядок оценки предложений участников по показателю:
Оценивается только документально подтвержденное наличие таких сотрудников. Участнику следует в составе своей заявки приложить копии указанных документов. При этом представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Отсутствие данных документов не является основанием для отклонения заявки.
Шкала оценки:
- 0 баллов при отсутствии в заявке участника хотя бы одного из подтверждающих документов, указанных в пунктах 1-4;
- 1 балл присваивается за каждого сотрудника при наличии в заявке участника всех подтверждающих документов, указанных в пунктах 1-4.
Количество баллов, присуждаемых по показателю каждому участнику, определяется по формуле:
ЦБ труд. рес = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,30 (30%);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Данные о квалификация трудовых ресурсов, привлекаемых к исполнению контракта, представляются по Рекомендуемой Форме "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
При этом слово "балл", присваиваемый за каждого сотрудника, является единицей измерения показателя предлагаемого к оценке участником и не определяет порядок оценки показателя. Для определения наилучшего значения показателя, среди представленных участниками, заказчик использует формулу ЦБ труд. рес = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), что и указано в документации.
Следовательно, в действиях заказчика отсутствуют нарушения ч. 8 ст. 32 и п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, к моменту окончания подачи заявок на участие в конкурсе, было подано 5 заявок участников, запросов разъяснений положений конкурсной документации и/или порядка оценки заявок не поступало, что свидетельствует о том, что Заказчиком не были нарушены права потенциальных участников и действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки совершено заказчиком не было.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2022 г. N 11-32/22 (ключевые темы: участники закупок - конкурс с ограниченным участием - исполнение контракта - двухэтапный конкурс - критерии оценки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2022