Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ИП Хачатрян Ф.З.- в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - территориальный отдел администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в п. Чограйский, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и п. 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Хачатряна Ф.З. (далее - Индивидуальный предприниматель) и указал, что Индивидуальный предприниматель) не исполнил условия контракта, в связи с чем Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600035821000001 "Ремонт участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Чограйский Арзгирского округа Ставропольского края" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Согласно письменных пояснений Заказчика, в соответствии с условиями контракта, заключенного с Индивидуальным предпринимателем, индивидуальный предприниматель принял на себя обязательства по выполнению работ в срок до 31.10.2021 г., однако, на дату 01.12.2021 работы не выполнил.
Таким образом, 02.12.2021 г. на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.02.2022 г. в ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ Комиссия установила следующее.
31.08.2021 г. по результатам электронного аукциона N 0121600035821000001 "Ремонт участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Чограйский Арзгирского округа Ставропольского края" между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем был заключен муниципальный контракт N0121600035821000001 (далее - Контракт) на сумму 3 094 740, 52 руб.
Согласно п. 4.1 Контракта, сроки выполнения работ установлены с момента заключения контракта до 31 октября 2021 года.
В соответствии с п. 5.1.1 Подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему и сдать объект Заказчику в состоянии, соответствующем Сметной документации (Приложение N1 к Контракту) и требованиям Контракта.
Заказчиком неоднократно в адрес Индивидуального предпринимателя направлялись требования о необходимости начала выполнения работ, а в дальнейшем о соблюдении сроков выполнения работ, в соответствии с Контрактом, что подтверждается представленными на обозрение Комиссии письмами (исх. N113/02-13 от 23.09.2021 г, исх. N 157/01-12 от 21.10.2021 г., исх. N 160/01-12 от 25.10.2021 г., исх. 161/01-12 от 01.11.2021 г.).
В свою очередь, 26.11.2021 г. Индивидуальный предприниматель направил ответ Заказчику о невозможности выполнения полного объема работ по причине резкого повышения цен на рынке сырья, неблагоприятных метеорологических условий, а также эпидемиологической обстановки на территории Ставропольского края.
Таким образом, по состоянию на 01.12.2021 г. обязательства Индивидуального предпринимателя по выполнению ремонта участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Чограйский Арзгирского округа Ставропольского края не исполнены.
Ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 11 Контракта установлено:
П. 11.3. Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
П. 11.4. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
П. 11.5. Расторжение Контракта по соглашению сторон производится Сторонами путем подписания соответствующего соглашения о расторжении.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Согласно ч. 2 ст. 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) принято Заказчиком 02.12.2021 г. размещено в единой информационной системе 03.12.2021 г. и направлено Индивидуальному предпринимателю 03.12.2021 г.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом, Заказчиком не представлено доказательств того, когда ему стало известно о вручении Индивидуальному предпринимателю Решения.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, т.е. 03.01.2022 г.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта приходится на 13.01.2022 г.
В свою очередь, по состоянию на 13.01.2022 г. обязательства Индивидуального предпринимателя по выполнению ремонта участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Чограйский Арзгирского округа Ставропольского края не выполнены, результат работ не достигнут. Основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, в течении 10-ти дневного срока устранены не были.
Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено. Таким образом, исходя из положений ч. 12, 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, 14.01.2022 г. Решение вступило в силу, и контракт считается расторгнутым.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, Заказчиком сведения, в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ направлены в Ставропольское УФАС России 10.02.2022 г.
Действия Индивидуального предпринимателя, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Индивидуальным предпринимателем также не предоставлено.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, Комиссия установила:
а) в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
б) Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Хачатряна Феликса Завеновича (адрес: 356824, СК, Буденновский р-н, с. Покойное, ул. Садовая, д. 8, ИНН: 260401533105, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта N0121600035821000001 от 31.08.2021 на ремонт участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Чограйский Арзгирского округа Ставропольского края" (реестровая запись 32604006249 21 000003) сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
И.Г. Лыков
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е. В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 февраля 2022 г. N РНП-26-1716
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022