Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - представитель по доверенности Петроченко И.А.,
от ООО "Медицинская компания "Надежда" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
ГБУЗ СК "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер" в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направило в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Медицинская Компания "Надежда" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321200015021000259 "Поставка расходных материалов (порт/катетер абдоминально-торакальный)" и указал, что: ООО "Медицинская Компания "Надежда" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Медицинская Компания "Надежда" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
28.02.2022 г. Комиссия, рассмотрев письменные объяснения, проанализировав представленные материалы, проведя внеплановую проверку факта расторжения контракта в одностороннем порядке с ООО "Медицинская Компания "Надежда" установила, следующее:
"16" августа 2021 г. Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер" (далее по тексту - Заказчик) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru объявлен электронный аукцион на поставку расходных материалов (порт/катетер абдоминально-торакальный) для обеспечения нужд Ставропольского края (извещение N 0321200015021000259; Идентификационный код закупки в соответствии с планом-графиком: 212263300130126340100102810003250244; Идентификационный код закупки в соответствии с порядковым номером закупки (сформированный в извещении о закупке): 2263300130126340100102810013250244). Номер реестровой записи из единого реестра участников закупок 2263300130121000267. Начальная (максимальная) цена контракта 207 597,60 рублей. Цена контракта 183 723,87 рублей. Срок исполнения контракта с момента заключения и действует до 31.12.2021 г.
"24" августа 2021 г. дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки с идентификационными номерами: 1 и 2. Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от "25" августа 2021 г. были допущены все поданные заявки.
"26" августа 2021 г. состоялся электронный аукцион. В аукционе приняли участие 2 участника: 1 (ООО "Медицинская компания "Надежда"); 2 (ИП Скрипка Е.А),
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от "31" августа 2021 г. Единая комиссия рассмотрела вторые части заявок и допустила всех участником. Победителем электронного аукциона признан номер 1 (ООО "Медицинская компания "Надежда") предложивший наиболее низкую цену.
"14" сентября 2021 г. заключили контракт с Победителем электронного аукциона.
В соответствии с п. 5.1. Контракта "Поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, отдельными партиями, по заявке Заказчика, в течение 10 (календарных) дней с момента подачи заявки Заказчиком. Заявка может быть подана с момента заключения контракта и по 01.12.2021 года".
Также в соответствии с пунктом п. 1.3. Контракта "Поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика с разгрузкой транспортного средства по адресу (далее - Место доставки): Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Достоевского, 56 ГБУЗ СК "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер".
Администрацией ГБУЗ СК "Краевого клинического противотуберкулезного диспансера" была направлена заявка на поставку расходных материалов (порт/катетер абдоминально-торакальный) N 01-05/3147 от "27" сентября 2021 года по электронной почте (hope.med@bk.ru), поставка произведена частично, что подтверждается актом поставки товара от "18" октября 2021 года.
Позднее была направлена заявка N 01-05/3535 от "19" октября 2021 года, по электронной почте. Поставка не была произведена.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод об отказе Поставщика от исполнения взятых на себя обязательств в соответствии с условиями контракта от "14" сентября 2021 года N 0321200015021000259.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч.9 ст. 95 Закона 44-ФЗ, п. 11.4. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru "18" января 2022 г. Также Поставщику было отправлено Решение об одностороннем отказе от "18" января 2022 г г. по Почте России.
"01" февраля 2022 г. Заказчиком было получено уведомление о вручении письма.
"12" февраля 2022 г. вступило в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и контракт считается расторгнутым.
Комиссия пришла к выводу:
Из самого решения об одностороннем отказе от заказчика от исполнения государственного контракта следует, что заказчик принял его в связи с систематическим нарушением поставщиком условий контракта.
Согласно ч. 8, 9 ст. 95 Законам N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч. 1-4 ст. 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
- неоднократной невыборки товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
Заказчик принял решение о расторжение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 11.4 контракта
Контракт заключен 14.09.2021 г.
Предметом контракта является - поставка
Объектом контракта является - расходные материалы.
В силу п. 5.1. Контракта "Поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, отдельными партиями, по заявке Заказчика, в течение 10 (календарных) дней с момента подачи заявки Заказчиком. Заявка может быть подана с момента заключения контракта и по 01.12.2021 года".
Условия контракта со стороны подрядчика не были выполнены.
Таким образом, на основании вышеизложенного, у заказчика, исходя из условий контракта, имелись основания для расторжения контракта - в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара.
Более того, согласно п. 15 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, как установила комиссия:
- в действиях заказчика не выявлено нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - также не представлено.
Следует отметить, что в данном случае основания для не включения ООО "Медицинская Компания "Надежда" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с указанным п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 отсутствуют: заказчиком не нарушен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Материалы дела не содержат документов, подтверждающих принятие ООО "Медицинская Компания "Надежда" мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также доказательств невозможности исполнения контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В силу части 2 статьи 104 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Мерой ответственности, установленной Законом N 44-ФЗ в случае нарушения участником закупки взятых на себя обязательств по исполнению контракта, является включение сведений относительно организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Участником закупки не была проявлена должная осмотрительность, какая от него требовалась по характеру его обязательства по исполнению контракта, не приняты все меры для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что свидетельствует о недобросовестности участника закупки при участии в электронном аукционе и влечет включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется.
ООО "Медицинская Компания "Надежда" было заранее ознакомлена с требованиями и условиями аукционной документации, в том числе и проектом контракта, что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках.
Субъект предпринимательской деятельности свободен в определении объема принимаемых на себя гражданско-правовых обязательств, исходя из собственных ресурсов, количества работников, финансовых и иных возможностей.
Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий.
Действия ООО "Медицинская Компания "Надежда", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Так же необходимо отметить, что административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Медицинская Компания "Надежда" (620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителя, стр. 19, оф. 263, ИНН 6686034298), директора Чиркову Кристину Михайловну (667018933904), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 14 сентября 2021 года N 2263300130121000267 сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Н. В. Смерчанская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 февраля 2022 г. N РНП-26-1717
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022