Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВС "Пермская государственная фармацевтическая академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (изв.N 0356100015422000004),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100015422000004 Заказчиком проводился запрос котировок на поставку и монтаж кондиционеров.
В соответствии с извещением о проведении электронного запроса котировок, котировочной документацией:
1) извещение о проведении электронного запроса котировок размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.02.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
3) начальная максимальная цена контракта - 141 759,34 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.02.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требованиям Технического задания не соответствует товар ни одного из производителей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п.12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N0356100015422000004 объектом закупки является приобретение кондиционера бытового соответствующего позиции КТРУ 28.25.12.130-00000010.
Комиссией установлено, что помимо обязательной для применения характеристики - вид кондиционера, Заказчиком при описании объекта закупки были использованы такие характеристики, как например, инверторный тип кондиционера, мощность в режиме нагрева и другие, которые включаются в описание объекта на усмотрение Заказчика в связи с имеющейся потребностью.
Комиссия отмечает, что потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки, однако, как указано выше, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в котировочной документации.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что в материалы жалобы не представлено доказательств наличия как минимум двух производителей, товар которых соответствуют совокупности характеристик, установленных Заказчиком, обозначенным в котировочной документации. Доказательств обратного не представлено.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что в приложении N 1 к извещению "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" указана недостоверная информация.
Комиссией установлено, что доводы Заявителя сводятся к обжалованию формирования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного ч.5, 8 и 10 ст. 99 Закона о закупках.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о закупках) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о закупках осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, данный довод жалобы не подлежит рассмотрению.
3. Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки о наличии копии квалификационных удостоверений, удостоверений на группу по электробезопасности, противоречит требованиям ст. 31 Закона о закупках.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что данные документы предоставляются при необходимости и не требуются при подаче заявки.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о закупках электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, что требования к содержанию заявки установлены в приложении к извещению N 4. Проанализировав приложение N 4 Комиссией установлено, что оспариваемое Заявителем требование к участникам закупки отсутствует.
Вместе с тем, согласно п. 2.4 Технического задания не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику (по адресу г. Пермь, ул. Полевая, 2, каб. N 121А, или на электронный адрес: pozdnyakov-ap@pfa.ru):
- копии квалификационных удостоверений, удостоверений на группу по электробезопасности (при необходимости);
При этом в письменных пояснениях Заказчик указал на то, что в указанные документы предоставляются при необходимости
Комиссия отмечает, что исходя из указанного положения Технического задания и пояснений Заказчика возникает правовая неопределенность в части того, в каком случае указанные документы должны быть предоставлен исполнителем Заказчику.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель полагает, что из содержания котировочной документации невозможно рассчитать себестоимость монтажа. Также Заявитель полагает, что закупочная документация не содержит сроков проведения проверки поставленного товара.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что в п. 2.1 Технического задания указано, что монтаж кондиционеров требуется выполнить на 4-м этаже, в 5-этажном кирпичном здании пристроя к гаражу. Толщина стен 650 мм. Кровля скатная. Также в п. 2.4 указано, что не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта Исполнитель может получить от Заказчика исходные данные, техническую документацию (при необходимости). Кроме того, до момента подачи заявка участник имеет право приехать на объект и осмотреть его. Относительно срока проведения проверки поставленного товара Заказчик указал, что срок приемки указан в п. 3.10 проекта контракта.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о закупках информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
В соответствии с п. 2.7 Технического задания при установке кондиционеров исполнитель должен предусмотреть длину коммуникаций: трубопровод, флекс, электрокабель, дренаж. Внутренний блок слит-систем должен устанавливаться в помещении с учетом функциональных требований и дизайна помещения.
Согласно п. 2.3. Технического задания до начала выполнения монтажных работ Исполнитель предоставляет Заказчику оборудование, предназначенное для монтажа для проведения входного контроля, проверки его соответствия техническому заданию, и конкретным показателями и характеристикам, указанным Исполнителем в заявке на участие в аукционе.
Таким образом, в документации о закупке не раскрыты в полной мере условия для выполнения монтажных работ. Поскольку, именно от условий выполнения монтажных работ будет зависеть результат работ, для надлежащего исполнения указанного обязательства в котировочной документации должны быть определены конкретные и четкие условия для его исполнения. Кроме того, сроки проведения входного контроля товара, также не определены.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно информации размещенной в ЕИС, 11.02.2022 г. Заказчиком размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.02.2022 NИО1.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (изв.N 0356100015422000004) обоснованной в части первого, третьего и четвертого довода.
2. Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (изв.N 0356100015422000004) в части второго довода не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Предписание не выдавать, поскольку процедура определения поставщика отменена.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 февраля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022