Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Лыкова О.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Журавлев М.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Импульс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку пробирок для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0356500003322000013),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003322000013 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку пробирок для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.02.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 498 120,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.02.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках не установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку закупаемые Заказчиком пробирки включены в перечень N 1 данного постановления.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. В письменных пояснениях Заказчик указал, что информация об оспариваемой закупке размещена в Региональной информационной системе Пермского края, в силу Постановления Правительства Пермского края от 24.08.2017 г. N 731-п "О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края". Поскольку в примененных кодах КТРУ указан неактуальный код ОКПД2 32.50.50.000 (данный код исключен с 01.01.2021 года. - Изменение 33/2018 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст), то к позиции ОКПД2 привязан заменяющий его актуальный код ОКПД2 32.50.50.190. На сегодняшний день в Региональной информационной системе Пермского края отсутствует код КТРУ для предлагаемого Заявителем кода ОКПД2 32.50.13.190. Код ОКПД2 (32.50.50.190), указанный в используемых Заказчиком КТРУ, не входит в указанное постановление Правительства, основания для применения Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102).
В силу п. 1 ПП РФ N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1 ПП РФ N 102), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2 ПП РФ N 102).
Согласно примечанию к перечню N 1 ПП РФ N 102 при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В соответствии с примечанием к перечню N 2 ПП РФ N 102 при применении перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п.12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 02.02.2022 N0356500003322000013 объектом закупки является товар, имеющий код ОКПД2 - 32.50.50.190.
Согласно Техническому заданию Заказчиком была использована следующая позиция КТРУ:
- Пробирка вакуумная с К2ЭДТА, пластик, d13мм, 75 мм, 2 мл (N позиции 32.50.50.000-00000689).
Комиссией установлено, что код ОКПД2 - 32.50.50.190 не включен в перечень N 1 ПП РФ N 102. Вместе с тем, в нем имеется код ОКПД2 - 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" на который ссылается Заявитель, а также указано наименование вида медицинского изделия - емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови.
Изучив пояснения сторон, Комиссия считает нужным отметить, что на сайте ЕИС в разделе "Каталог", в блоке "справочная информация" перечислены коды ОКПД2, которые соответствуют и применяются с данной позицией КТРУ:
- 32.50.50.000 - Изделия медицинские, в том числе хирургические прочие;
- 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки;
- 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Заказчик сформировал закупку из тех позиций справочника предметов государственного заказа (далее - СПГЗ), которые включены в каталог СПГЗ Региональной информационной системы Пермского края (далее - РИС закупки ПК) и связаны с каталогом КТРУ. Все позиции закупки имеют код ОКПД2 - 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки. Кроме того, Заказчиком при формировании Технического задания, как указано выше, использованы КТРУ, предусмотренные ч. 6 ст. 23 Закона о закупках - 32.50.50.000-00000689.
Поскольку установленный Заказчиком, в том числе в соответствии с КТРУ, код ОКПД2 не внесен в перечень N 1 ПП РФ N 102, оснований для применения ПП РФ N 102 отсутствовали.
Кроме того, доказательств в подтверждение изложенной в жалобе позиции Заявителем не представлено. В жалобе также не указано, каким образом спорные требования нарушают права и законные интересы общества, в том числе не указано, какой товар планировался обществом к поставке. Представитель подателя жалобы в заседании Комиссии для дачи дополнительных пояснений не участвовал. В то время как Заказчиком представлены копии регистрационных удостоверений на пробирки с кодом ОКПД2 32.50.50.190
Таким образом, Комиссия нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Импульс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0356500003322000013) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 февраля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022