Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия,
при участии посредством ВКС представителей ООО "Компания ОфиСити" - Шведовой В.С., Щукиной Н.В., действующей на основании доверенности, в отсутствие представителей МАОУ с углубленным изучением математики и английского языка "Школа дизайна "Точка" г. Перми (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение МАОУ с углубленным изучением математики и английского языка "Школа дизайна "Точка" г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Компания ОфиСити" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение средств обучения для оснащения здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучение математики и английского языка "Школа дизайна "Точка" г. Перми в микрорайоне Красные Казармы Свердловского района города Перми (Доски) (изв. N 1056600000821000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056600000821000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение средств обучения для оснащения здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучение математики и английского языка "Школа дизайна "Точка" г. Перми в микрорайоне Красные Казармы Свердловского района города Перми (Доски).
Начальная (максимальная) цена контракта - 723 260,70 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
15.10.2021 г. между Заказчиком и ООО "Компания ОфиСити". заключен контракт N 1/44 на сумму 470 118,50 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить средства обучения для оснащения здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучение математики и английского языка "Школа дизайна "Точка" г. Перми в микрорайоне Красные Казармы Свердловского района города Перми (Доски), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику в течение 10 календарных дней с момента подписания контракта.
4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией;
4.1.5. провести обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара в соответствии со спецификацией;
4.1.6. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;
4.1.7. предоставить Заказчику информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта, не позднее 10 дней с даты заключения Поставщиком таких договоров;
4.1.8. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту;
4.4.2. требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;
4.4.3. проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;
4.4.4. требовать возмещения убытков в соответствии с разделом VI Контракта, причиненных по вине Поставщика;
4.4.5. предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения Контракта количество Товара, предусмотренного Контрактом, не более чем на десять процентов в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4.4.6. отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта;
4.4.7. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.4.8. до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 29.12.2021 г.
29.12.2021 г. уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС, а также направлено Поставщику заказным письмом с уведомлением и по электронной почте.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупах, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.02.2022 г.
Обращение Заказчика направлено в адрес Управления 11.02.2022 г., т.е. без нарушения сроков, установленных Законом о закупках.
Комиссией были изучены материалы обращения, из которых следует, что в период с 21.10.2021 г. по 08.02.2022 г. между Заказчиком и ООО "Компания ОфиСити" велась переписка относительно исполнения Контракта.
21.10.2021 г. Поставщик направил Заказчику уведомление о продлении срока поставки, в связи с приостановкой работ предприятий и организаций в г. Москва в период с 28.10.2021 г. по 07.11.2021 г., в связи со сложной эпидемиологической ситуацией.
22.10.2021 г. Заказчик дал ответ на вышеуказанное уведомление, в котором поставил Поставщика в известность, что в случае просрока поставки будут начислены пени.
12.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию о нарушении сроков поставки, в которой просил осуществить поставку в течение 10 календарных дней.
28.11.2021 г. Поставщиком была осуществлена поставка товара в полном объёме.
30.11.2021 г. представителем Заказчика была подписана товарная накладная от 29.11.2021 г. N ОС-1882.
01.12.2021 г. между представителем Заказчика и Генеральным Директором Поставщика велась переписка в мессенджере, исходя из содержания которой становится ясно, что доски используются Заказчиком.
21.12.2021 г. Поставщик направил в адрес Поставщика требование о предоставлении Акта приёмки-передачи товара.
21.12.2021 г. Заказчик направил поставщику претензию, в которой уведомил Общество о том, что 08 - 16.12.2021 г. была проведена экспертиза, согласно результатам которой поставленный товар ненадлежащего качества, в связи с чем, Заказчик попросил произвести замену товара.
22.12.2021 г. Поставщик, направил в АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь" требование о предоставлении информации относительно методов проведения экспертизы.
Вышеуказанное требование было направлено в связи с несогласием Общества с результатами экспертизы и методами её проведения. По мнению Поставщика, подобная экспертиза не может проводиться теми методами, которые указаны в заключении.
23.12.2021 г. Поставщик направил обращение в Прокуратуру Свердловского р-на г. Перми, в котором изложил сложившуюся ситуацию.
29.12.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
24.01.2022 г. ООО "Компания ОфиСити" направило Заказчику письмо, в котором была выражена готовность заменить товар, с указанием на то, что в таком случае, срок поставки будет составлять ещё 15 календарных дней.
24.01.2022 г. Заказчик направил ответ, в котором указал, что все действия, направленные на исполнение Контракта должны осуществляться до момента вступления решения об одностороннем отказе в силу.
Таким образом, в материалах обращении имеются доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Компания ОфиСити" совершало все необходимые действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту, что говорит об отсутствии недобросовестности в действиях Поставщика.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно качества выполненных работ и последующего принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
Помимо вышеизложенного, Комиссия принимает во внимание, что ООО "Компания ОфиСити" за период с 2018 г. по настоящее время исполнен 591 Государственный Контракт.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Компания ОфиСити" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 февраля 2022 г. N РНП-59-075
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022