Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ "Пермская краевая станция переливания крови" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МедПрофМаркет" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку микрокювет одноразовых (изв. N 0356200000521000084),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200000521000084 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку микрокювет одноразовых. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 560 600,00 руб.
Заслушав представителей Поставщика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
13.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "МедПрофМаркет" заключен контракт N 0356200000521000084 на поставку микрокювет одноразовых на сумму 1 193 859,00 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 23,5 %.
Однако, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 14.01.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 11 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с настоящим Договором Поставщик обязуется передать микрокюветы одноразовые согласно со спецификацией (Приложение 1), а Заказчик обеспечить приемку и оплатить поставленный Товар по цене, установленной условиями настоящего Договора.
1.2. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является его собственностью, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.
3.1. Поставка товара осуществляются Поставщиком с момента заключения договора, партиями в срок до 01 декабря 2021 года, по заявке Заказчика в течение 14 (четырнадцати) дней, переданной в письменной форме по факсу, электронной почте или в устной по телефону. Объем и ассортимент каждой партии товара определяет заказчик в переданной заявке.
3.2. Поставка товара осуществляется в рабочие дни с 9:00до 15:00 по местному времени.
3.3. Поставка Товара Заказчику осуществляется по адресу: г. Пермь, ул. Лебедева, д.54
3.5. Поставляемый Товар должен сопровождаться сопроводительными документами, указанными в разделе 6 настоящего Договора.
3.6. Поставщик (привлекаемые им для исполнения настоящего Договора лица) должны иметь соответствующие разрешительные документы.
6.1. Поставщик обязуется предоставить полный пакет документов в момент поставки Товара.
6.2. Пакет документов должен содержать сопроводительный документ на Товар, содержащий информацию:
о дате оформления сопроводительного документа;
о Поставщике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
о Заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
о наименовании Товара, сроке годности и номере серии;
о стране происхождения Товара,
о наименовании производителя Товара;
о количестве Товара;
о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).
2.3. Заказчик вправе:
2.3.1. осуществлять проверку качества поставляемого Товара;
2.3.2. привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в приемке Товара;
2.3.3. не принимать Товар ненадлежащего качества.
2.2. Поставщик обязан:
2.2.1. уведомить Заказчика о планируемой поставке Товара не позднее, чем за 1 (один) день до даты поставки факсимильным сообщением или путем направления информации на e-mail: lobasheva@pkspk.ru;
2.2.2. поставить Товар в пункт поставки в срок, установленный настоящим Договором.
2.2.3. поставить Товар в соответствии с условиями настоящего Договора и Спецификации с оформлением всех необходимых сопроводительных документов согласно настоящему Договору;
2.2.4. обеспечить замену ненадлежащего Товара на Товар надлежащего качества в соответствующем количестве в течение 5 (пять) дней с момента получения требования Заказчика;
2.2.5. в случае изменения своих реквизитов в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику с указанием новых реквизитов.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в следующих случаях:
11.2.1. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные Договором более чем на десять дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
11.2.2. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим Договором срок;
11.2.3. не выполнения требования Заказчика о замене недоброкачественных Товаров или о доукомплектовании Товаров в установленный срок;
11.2.4. в случае установления недействительности банковской гарантии.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
14.01.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.01.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
31.01.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с невозможностью получения информации о подтверждении Заказчиком получения уведомления об одностороннем отказе.
11.02.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
15.02.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ООО "МедПрофМаркет" выразилось в том, что товар по состоянию на 14.01.2022 г. в полном объеме поставлен не был, тем самым нарушен п. 3.1. и иные условия Контракта.
Заказчик пояснил следующее:
В адрес Поставщика направляла заявка N 635 от 29.09.2021 г. Товар в установленный Контрактом срок поставлен не был в связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.11.2021 г. указанное решение об одностороннем отказе было отменено Заказчиком, так как Поставщик частично поставил товар (УПД от 02.11.2021 N 87, УПД от 07.11.2021 г. N 90, УПД от 24.11.2021 г. N 94, УПД от 26.11.2021 г. N 96).
08.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку (письмо N 737 от 08.11.2021 г.).
В связи с тем, что товар по заявке в полном объеме поставлен не был, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В отношении указанных положений решения Заказчика об одностороннем отказе Поставщик пояснил следующее.
Товар, который необходимо поставить согласно условиям Контракта (микрокювет для определения гемоглобина к анализатору "HemoCue 201+" является продукцией зарубежного производства. В связи с введенными в европейских странах ограничений, возникли сложности с поставкой больших партий товаров.
Комиссия отмечает, что Поставщик информировал Заказчика обо всех изменениях в движении товара, что подтверждается копиями писем, направленных Поставщиком в адрес Заказчика (письмо N 35 от 12.10.2021 г.; письмо N 36 от 18.10.2021 г.), что также является подтверждением намерения Поставщика поставить товар.
Поставщик также пояснил, что в телефонном разговоре с Заказчиком 28.12.2021 г. была достигнута договоренность о том, что товар будет поставлен в срок до конца января 2022 г.
20.01.2022 г. Заказчик в телефонном разговоре сообщил Поставщику, что товар получен, вместе с тем, 25.01.2022 г. Заказчик сообщил, что товар приниматься не будет и Поставщику его необходимо забрать, так как принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия отмечает, что Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии поставленного товара.
Комиссией установлено, что согласно информации размещенной в ЕИС, Обществом поставлен товар на сумму 501 396,00 руб., что свидетельствует о поставке Поставщиком товара порядка 41,9 % от общего объема.
Комиссия отмечает, что в материалах обращения представлены доказательства, подтверждающие, что Поставщиком предпринимались попытки исполнить взятые на себя обязательства.
Также Комиссия отмечает, что ООО "МедПрофМаркет" с 2020 г. исполнено 30 Контрактов. Следовательно, ООО "МедПрофМаркет" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "МедПрофМаркет" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "МедПрофМаркет" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 февраля 2022 г. N РНП-59-074
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022