Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе: Председатель - Заместитель руководителя управления А.А. Овчар, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, специалиста - эксперта, Ю.А. Самоковская, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия заказчика Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого электронного аукциона "Охранные услуги по охране объекта (нежилого здания) и имущества муниципального образования Абанский район, находящего по адресу п. Абан, ул. Пионерская-2" (далее - открытый конкурс в электронной форме), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300020122000002, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Из доводов жалобы следует, что заказчик в извещении об осуществлении закупки не предоставляет возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, размещенные в ЕИС, проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по отмене электронного аукциона на право заключения контрактов на оказание услуг по охране.
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона). Из системного толкования положений Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1, в том числе его статей 1, 1.1, 11.2, следует, что оказание услуг частной охраны возможно только лицами, получившими соответствующую лицензию.
При этом из статьи 11.2 следует, что такая лицензия выдается сроком на 5 лет.
Лицензирование частной охранной деятельности регулируется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе учитывая положения пункта 32 части 1 статьи 12 указанного закона.
При этом с 01.01.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" из которых следует, что с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий. При этом такой документ как "лицензия" лицензионным органом больше не выдается.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что лица, получившие лицензию (как право на осуществление соответствующей деятельности) после 01.01.2021 не обладают таким документом, как "лицензия" и подтверждают свои правомочия на осуществления лицензионной деятельностью только выпиской из реестра лицензий.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как указано в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, кроме прочего, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из анализа извещения об осуществлении закупки, а также приложения 4 к извещению "Требования к заявке участника" следует, что участникам закупки надлежит представить в составе заявки в том числе "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: наличие лицензии на осуществление охранной деятельности по виду услуг "Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
При этом ни указанными положениями извещения и прилагаемых документов, ни иными положениями заказчик не предоставляет возможность (правовые основания) предоставить выписку из реестра лицензий в качестве подтверждения наличия у участника закупки лицензии на необходимые заказчику виды охранной деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, установив в извещении возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушил требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Установление требования о возможности подтвердить свое соответствие требованиям извещения только путем предоставления копии лицензии, нарушает права потенциального участника, имеющего выписку из реестра лицензий, отвечающего требованиям извещения в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в рассматриваемой закупке.
Учитывая то, что заказчиком осуществление закупки было отменено, то Комиссией не установлено, что выявленное нарушение повлияло на результат определения исполнителя.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир-24" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившими требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения исполнителя.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
.
Председатель Комиссии А.А. Овчар
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Ю.А. Самоковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 февраля 2022 г. N 024/06/105-432/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2022