Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
без участия сторон, уведомленных о месте и времени рассмотрения материалов,
рассмотрев материалы Заказчика - КОГБУЗ "Кировский центр крови" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Букин Михаил Сергеевич (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
10.02.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУЗ "Кировский центр крови" о включении сведений об ИП Букин М.С. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме (извещение N 0340200003321015522) на поставку расходных материалов для лаборатории.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 02.07.2021 года) (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 16.02.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик направил письменные пояснения, согласно которым Победителем электронного аукциона в регламентированные сроки не был подписан проект направленного контракта, не направлен протокол разногласий, в связи с чем, Заказчиком принято решение о признании его уклонившимся от заключения контракта.
Из письменных пояснений Победителя установлено, что в адрес Победителя от Заказчика 02.02.2022 года направлен проект контракта для подписания. Статья 83.2 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 года утратила силу с 01.01.2022 года. Проект контракта был подписан Победителем 08.02.2022 года в 11 ч. 32 мин., однако Заказчик признал его уклонившимся от подписания Контракта. Букин М.С. считает себя добросовестным участником системы государственных закупок, что подтверждается наличием документов, свидетельствующих о намерении его заключить: отгрузочная накладная на товар от 03.02.2022 года, оплаченное обеспечение исполнения контракта от 06.02.2022 года. Просит не включать его в Реестр недобросовестных поставщиков, так как он включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, участие в торгах является его основной деятельностью.
В результате осуществления проверки факта уклонения ИП Букина М.С. от заключения контракта установлено следующее.
22.12.2021 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0340200003321015522 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для лаборатории с начальной (максимальной) ценой контракта - 77010,00 руб.; согласно п. 12 Информационной карты размер обеспечения составляет 5,00% от цены Контракта. Закупка размещена для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.01.2022 года N 0340200003321015522 аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки ИП Букина М.С. с лучшим ценовым предложением - 68614,95 руб. (снижение НМЦК - 10,90%). Протокол размещен в ЕИС 28.01.2022 года
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021 года) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
02.02.2022 года Заказчиком размещен проект контракта и направлен Победителю электронного аукциона для подписания, регламентированный срок для подписания до 23-59 07.02.2022 года.
08.02.2022 года в 00:01 час. от электронной площадки Заказчиком получено уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.
Победителем проект Контракта подписан 08.02.2022 года в 10 ч.32 мин., что подтверждается информацией ЕИС из Журнала событий (от электронной площадки http://www.etp-ets.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 08.02.2022).
Учитывая, что Победителем в регламентированный срок (до 23-59 07.02.2022 г.) подписанный проект контракта не представлен, Заказчик 09.02.2022 года признал ИП Букина М.С. уклонившимся от заключения контракта, протокол размещен в ЕИС в этот же день.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представленные ИП Букин М.С. в материалы дела пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии намерения Победителя электронного аукциона уклониться от заключения контракта, а именно: Победителем был закуплен необходимый Заказчику товар до заключения контракта, что подтверждается товарной накладной N 553 от 03.02.2022 года, кроме того, Победителем в регламентированный срок осуществлена оплата обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением от 06.02.2022 года N 28 на сумму 3430,74 руб.
Таким образом, до признания Победителя уклонившимся от заключения контракта, им были совершены действия, направленные на его подписание.
Подписание проекта контракта с нарушением срока (08.02.2022) было вызвано заблуждением Победителя в сроках его подписания в связи с вступлением в силу с 01.01.2022 г. изменений в Закон о контрактной системе, согласно которым ст. 83.2 Закона о контрактной системе уже не действовала, а новая норма (ст. 51) устанавливает срок для подписания - не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения проекта контракта. Учитывая, что закупка размещена Заказчиком в декабре 2021 г., то и заключение контракта осуществлялось по нормам Закона, действовавшего в тот период, что ошибочно не было учтено Победителем.
ИП Букин Михаил Сергеевич (ИНН 643203854750) включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.03.2019 года. Согласно данным ЕИС, ИП Букин М.С. является участником закупок и имеет более 100 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Нарушение ИП Букин М.С. своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ИП Букина М.С. в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности.
Учитывая представленные документы и информацию, пояснения Победителя электронного аукциона, положительный опыт участия Индивидуального предпринимателя в закупках, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Букин М.С. в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Кировский центр крови" в связи с уклонением ИП Букин М.С. от заключения контракта на поставку расходных материалов для лаборатории (извещение N 0340200003321015522), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 февраля 2022 г. N 043/06/104-108/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022