Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "РЕНТ-ОЛ ГРУПП" на действия муниципального заказчика - АМС г.Ардон (Республика Северная Осетия - Алания, г.Ардон, пл.Т Гайтова, д.2) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321003104 на выполнение работ по санитарному содержанию Ардонского городского поселения (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
08 февраля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНТ-ОЛ ГРУПП" на действия АМС г.Ардон при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация для проведения Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", который включает в себя следующие подпоказатели:
- общее количество исполненных контрактов (договоров)- величина значимости 40%;
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - величина значимости 60 %.
При этом, в описании Заказчиком указано, что для оценки заявок (предложений) учитывается количество и общая стоимость исполненных участником закупки государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика (исполнителя), заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона N223-ФЗ "О закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования, согласно установленным требованиям за период с 2020 по 2021 годы со стоимостью от 5 000 000 рублей включительно. Подтверждающими по данному показателю (подпоказателю) документами являются копии исполненных договоров (контрактов) и актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в этих договорах (контрактах).
Под работами сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования понимаются выполненные участником закупки работы включающие в себя в совокупности следующие виды работ:
- уборка территорий и урн (подметание территории и перенос мусора);
- побелка деревьев;
- покраска поверхностей;
- устройство бетонных площадок (фундаментных плит);
- установка урн и мусорных контейнеров.
При этом, участником по каждому из представленных контрактов (договоров) должны быть выполнены все перечисленные виды работ - уборка территорий и урн (в подметание территории и перенос мусора), побелка деревьев, покраска поверхностей, устройство бетонных площадок (фундаментных плит), установка урн и мусорных контейнеров.
В случае, если выполненные работы по каждому из прилагаемых контрактов (договоров) не будут включать в себя в совокупности все вышеперечисленные виды работ (в том числе, в случае отсутствия любого из перечисленных видов работ), то такой контракт (договор) не будет соответствовать работам сопоставимого характера и объема и для оценки заявки по данному показателю (подпоказателю) данный контракт (договор) учитываться не будет.
По мнению Заявителя, условие о том, что для оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию участникам рассматриваемой закупки необходимо представить контракты (договора), в ходе исполнения которых должны быть выполнены все перечисленные виды работ, а именно: уборка территорий и урн (в подметание территории и перенос мусора), побелка деревьев, покраска поверхностей, устройство бетонных площадок (фундаментных плит), установка урн и мусорных контейнеров, ставит участников Конкурса в неравные условия.
Кроме того Заявитель указал, что в Извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлен код ОКПД2 81.22.12.000 "Услуги по чистке и уборке специализированные", таким образом сопоставив данный вид деятельности с предметом контракта - санитарным содержанием территории, в связи с чем заявитель считает, что сопоставимыми по характеру работ будут являться работы (услуги) по отчистке и уборке. Вместе с тем, в описании показателя нестоимостного критерия оценки заявок Заказчик указал, что работы сопоставимого характера и объема, то есть по санитарному содержанию территорий общего пользования должны включать следующие виды работ:
- уборка территорий и урн (подметание территории и перенос мусора);
- побелка деревьев;
- покраска поверхностей;
- устройство бетонных площадок (фундаментных плит);
- установка урн и мусорных контейнеров.
Однако, побелка деревьев в ходит в код ОКПД2 81.30.10 "Услуги по планировке ландшафта", покраска поверхностей входит в код ОКПД2 43.34.10 "Работы малярные", устройство бетонных площадок (фундаментных плит) входит в код ОКПД2 43.99.40 "Работы бетонные и железобетонные", а установка урн и мусорных контейнеров ходит в код ОКПД2 43.29.19.190 "Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки", в связи с чем Заявитель считает, что если Заказчик обобщает свою закупку кодом ОКПД2 81.22.12.000 "Услуги по очистке и уборке специализированные", то такие работы и должны приниматься за опыт по данной закупке.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Ардон представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
03 февраля 2021 года на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321003104 на выполнение работ по санитарному содержанию Ардонского городского поселения (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 02.02.2022 главой АМС г.Ардон.
При этом первично Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 16.12.2022.
Кроме того Комиссией установлено, что до рассмотрения жалобы ООО "РЕНТ-ОЛ ГРУПП", а именно 14.02.2022, уполномоченным органом в ЕИС также были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321003104 и размещена документация для проведения Конкурса с внесенными изменениями (в редакции N3), утвержденная 11.02.2022 главой АМС г.Ардон (далее - Конкурсная документация).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 4 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил оценки заявок;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пунктам 10 и 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок):
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.
При этом согласно пункту 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами оценки заявок критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В пункте 12.23 Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- цена контракта;
- квалификация участника закупки.
При этом, для критерия "Квалификация участника закупки" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в описании которого Заказчиком установлено, что он включает в себя следующие подпоказатели:
Общее количество исполненных контрактов (договоров) - величина значимости 40 %.
Для оценки заявок (предложений) учитывается количество исполненных участником закупки государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика (исполнителя), заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона N223-ФЗ "О закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования, согласно установленным требованиям за период с 2020 по 2021 годы со стоимостью от 5 000 000 рублей включительно. Подтверждающими по данному показателю (подпоказателю) документами являются копии исполненных договоров (контрактов) и актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в этих договорах (контрактах).
Под работами сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования понимаются выполненные участником закупки работы включающие в себя в совокупности следующие виды работ:
уборка территорий и урн (подметание территории и перенос мусора);
побелка деревьев;
покраска поверхностей;
устройство бетонных площадок (фундаментных плит);
установка урн и мусорных контейнеров.
При этом участником по каждому из представленных контрактов (договоров) должны быть выполнены все перечисленные виды работ - уборка территорий и урн (в подметание территории и перенос мусора), побелка деревьев, покраска поверхностей, устройство бетонных площадок (фундаментных плит), установка урн и мусорных контейнеров.
В случае, если выполненные работы по каждому из прилагаемых контрактов (договоров) не будут включать в себя в совокупности все вышеперечисленные виды работ (в том числе, в случае отсутствия любого из перечисленных видов работ), то такой контракт (договор) не будет соответствовать работам сопоставимого характера и объема и для оценки заявки по данному показателю (подпоказателю) данный контракт (договор) учитываться не будет.
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - величина значимости 60 %.
Для оценки заявок (предложений) учитывается общая стоимость исполненных участником закупки государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика (исполнителя), заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона N223-ФЗ "О закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования, согласно установленным требованиям за период с 2020 по 2021 годы со стоимостью от 5 000 000 рублей включительно. Подтверждающими по данному показателю (подпоказателю) документами являются копии исполненных договоров (контрактов) и актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в этих договорах (контрактах).
Под работами сопоставимого характера и объема по санитарному содержанию территорий общего пользования понимаются выполненные участником закупки работы включающие в себя в совокупности следующие виды работ:
уборка территорий и урн (подметание территории и перенос мусора);
побелка деревьев;
покраска поверхностей;
устройство бетонных площадок (фундаментных плит);
установка урн и мусорных контейнеров.
При этом участником по каждому из представленных контрактов (договоров) должны быть выполнены все перечисленные виды работ - уборка территорий и урн (в подметание территории и перенос мусора), побелка деревьев, покраска поверхностей, устройство бетонных площадок (фундаментных плит), установка урн и мусорных контейнеров.
В случае, если выполненные работы по каждому из прилагаемых контрактов (договоров) не будут включать в себя в совокупности все вышеперечисленные виды работ (в том числе, в случае отсутствия любого из перечисленных видов работ), то такой контракт (договор) не будет соответствовать работам сопоставимого характера и объема и для оценки заявки по данному показателю (подпоказателю) данный контракт (договор) учитываться не будет.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение требований статьи 8 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также подпункта "б" пункта 27 Порядка оценки заявок условие о том, что при оценке заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки заявок участником по каждому из представленных контрактов (договоров) должны быть выполнены все перечисленные виды работ - уборка территорий и урн (в подметание территории и перенос мусора), побелка деревьев, покраска поверхностей, устройство бетонных площадок (фундаментных плит), установка урн и мусорных контейнеров, при этом, в случае, если выполненные работы по каждому из прилагаемых контрактов (договоров) не будут включать в себя в совокупности все вышеперечисленные виды работ (в том числе, в случае отсутствия любого из перечисленных видов работ), то такой контракт (договор) не будет соответствовать работам сопоставимого характера и объема и для оценки заявки по данному показателю (подпоказателю) данный контракт (договор) учитываться не будет, ставит участников рассматриваемой закупки в неравные условия и создает преимущества некоторым участникам, а также приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, поскольку некоторые из требуемых к выполнению работ имеют код ОКПД2, отличный от установленного Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса, например: покраска деревьев - код ОКПД2 81.30.10 "Услуги по планировке ландшафта"; покраска поверхностей - код ОКПД2 43.34.10 "Работы малярные" и так далее.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям статьи 8 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также подпункта "б" пункта 27 Порядка оценки заявок.
Действия должностного лица АМС г.Ардон, выразившиеся в установлении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "РЕНТ-ОЛ ГРУПП" на действия АМС г.Ардон при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321003104 на выполнение работ по санитарному содержанию Ардонского городского поселения.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - АМС г.Ардон нарушение требований статьи 8 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также подпункта "б" пункта 27 Порядка оценки заявок.
3. Выдать муниципальному заказчику - АМС г.Ардон предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА30-02/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС г.Ардон, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2022 г. N А30-02/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022