Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Скорика С.В. - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет - Лисутина Олега Александровича, Хаблака Владислава Анатольевича
от ООО "АЙТИ-ЮГ" - Кирпикова Дмитрия Александровича, Захаровой Натальи Юрьевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИ-ЮГ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 004ЭА/21-44Ц от 15.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317100001021000004 "Поставка презентационного и ИТ-оборудования для межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
15 февраля 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИ-ЮГ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 004ЭА/21-44Ц от 15.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317100001021000004 "Поставка презентационного и ИТ-оборудования для межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций".
21 февраля 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика пояснили, что поставщик в установленный контрактом срок поставил лишь часть оборудования, которое было принято и оплачено. Из направленных в дальнейшем писем поставщика не представляется возможным установить дату и время поставки оставшейся части товара. Просит включить в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИ-ЮГ".
Представители ООО "АЙТИ-ЮГ" против удовлетворения заявления возражают. Пояснили, что обязательства по договору не были исполнены в установленный договором срок по независящим от них причинам. В настоящее время оборудование готово для передачи заказчику, вместе с тем заказчик его принимать отказывается. Поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
20 сентября 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0317100001021000004 "Поставка презентационного и ИТ-оборудования для межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций". Начальная (максимальная) цена контракта - 5 609 146 руб. 67 коп.
На участие в закупке было подано 7 заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29 сентября 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04 октября 2021 года победителем признано ООО "АЙТИ-ЮГ", предложившее цену контракта в размере 4 234 905 руб. 41 коп. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 24,5 %.
15 октября 2021 года по итогам закупки N 0317100001021000004 между ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет и ООО "АЙТИ-ЮГ" был заключен контракт N 004ЭА/21-44Ц, по условиям которого поставщик обязуется осуществить поставку презентационного и ИТ-оборудования для межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно разделу 3 контракта поставщик самостоятельно осуществляет поставку товара заказчику по адресу: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 126 в срок до 30 ноября 2021 включительно. Поставщик не менее чем за 3 (три) дня до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
Письмом от 18 ноября 2021 года заказчик указал поставщику на необходимость поставить товар в установленные контрактом сроки.
Письмом от 30 ноября 2021 года заказчик просит произвести частичную поставку товара, имеющегося у поставщика, в кротчайшие сроки.
Письмом от 16 декабря 2021 года заказчик просил поставить товар до 20 ноября 2021 года.
Письмом от 17 декабря 2021 года поставщик предоставил информацию о ходе планируемых поставок.
20 декабря 2021 года поставщик передал, а заказчик принял товар на сумму 1 434 296 руб. 38 коп.
Письмом от 20 декабря 2021 года заказчик потребовал передать не поставленный товар в срок не позднее 21 декабря 2022 года.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на тот момент) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Поскольку поставщик не исполнил в полном объеме обязательства по контракту в установленный срок, 24 декабря 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 004ЭА/21-44Ц от 15.10.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено поставщику заказным письмом и по электронной посте 27 декабря 2022 года, размещено в единой информационной системе 28 декабря 2021 года.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено поставщиком 27 января 2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письме от 26 января 2022 года поставщик указал ориентировочную дату поставки товара - 01 февраля 2021 года.
В письме от 27 января 2022 года поставщик указал ориентировочную дату поставки товара - 31 января 2022 года
В письме поставщика, датированном 01.01.2022 года, и принятым заказчиком 01 февраля 2022 года, поставщик указал, что недопоставленные комплектующие будут поставлены "сегодня в 17.00, в среду к 12.00, в четверг к 12.00, в пятницу к 12.00, в субботу к 12.00, в понедельник к 12.00".
Актами от 01, 02, 03 и 06 февраля 2022 года поставщик зафиксировал отказ заказчика от получения товара.
Письмом от 04 февраля 2022 года заказчик указал поставщику на необходимость заранее направлять уведомление о времени и дате доставки товара, поскольку принять оборудование немедленно по факту поставки не представляется возможным.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 08 февраля 2022 года.
Исследовав представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту "в" части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. Поставщик поставил часть товаров, был готов передать оборудование по истечении срока поставки.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет при осуществлении закупки N 0317100001021000004 "Поставка презентационного и ИТ-оборудования для межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций" нарушения требований Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИ-ЮГ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
С.В. Скорик |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 февраля 2022 г. N РНП-22-82/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022