На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения ТО Росздравнадзора по г. Москве и Московской области законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупка у единственного поставщика на услуги по проведению профилактической генеральной уборки и дезинфекции помещений (контракт N 022022 от 24.01.2022).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя от государственного заказчика ТО Росздравнадзора по г. Москве и Московской области,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ТО Росздравнадзора по г. Москве и Московской области (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на услуги по проведению профилактической генеральной уборки и дезинфекции помещений (контракт N 022022 от 24.01.2022).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в целях предотвращения распространения на территории города Москвы коронавирусной инфекции.
Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В силу ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7).
В соответствии с совместным письмом Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 N24-06-05/26578, N219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Управления отмечает, что заключение контракта у единственного поставщика в связи с распространением коронавирусной инфекции возможно при наличии причинно-следственной связи влияния данного обстоятельства на невозможность заключения контракта путем конкурентной процедуры, в том числе Заказчиком должна быть доказана невозможность прогнозирования наступления негативных последствий. Сам факт распространения коронавирусной инфекции не может служить достаточным основанием для заключения такого контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что у Территориального органа нет возможности перевести сотрудников на дистанционный режим работы, и в связи с контрольно-надзорными мероприятиями с посещением "красной зоны" Территориальным органом было принято решение, в соответствии с Законом, о проведении закупочной процедуры конкурентным способом (электронный аукцион), для заключение контракта на оказание услуг по проведению профилактической генеральной уборки и дезинфекции рабочих помещений Территориального органа.
Также была организована работа по подготовке к процедуре, разработано техническое задание и разослано письмо-запрос от 18.01.2022 N 009/22 коммерческих предложений для определения начальной (максимальной) цены контракта для проведения электронного аукциона.
Вместе с тем отделом государственной службы, кадровой и антикоррупционной работы (далее - отдел ГСКАР) ежедневно фиксировались сведения о новых заболеваниях сотрудников Территориального органа.
По причине высокой заболеваемости для Территориального органа, заместителю начальника финансово-правового обеспечения 21.01.2022 поручено проанализировать эпидемиологическую обстановку в г. Москве. На основании статистических данных взятых с сайта информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом до Руководителя Территориального органа доведена информация о резком возрастании количества выявленных случаях заболеваний коронавирусной инфекцией на территории Московского региона.
Для примера приведена статистика по г. Москве:
- 16.01.2022 было выявлено 1 529 случаев выявления коронавирусной инфекции;
- 17.01.2022 было выявлено 8 342 случая выявления коронавирусной инфекции;
- 18.01.2022 было выявлено 8 795 случаев выявления коронавирусной инфекции;
- 19.01.2022 было выявлено 11 557 случаев выявления коронавирусной инфекции;
- 20.01.2022 было выявлено 15 987 случаев выявления коронавирусной инфекции.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении им государственного контракта N 022022 от 24.01.2022 на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях ТО Росздравнадзора по г. Москве и Московской области не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
М.М. Кузьмина |
|
|
А.С. Алексеева |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 февраля 2022 г. N 077/06/17-2674/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022