Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ":
Е.Ю. Лазаревой,
в отсутствие представителей ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России, посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для абдоминальной хирургии для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152822000036) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы аукционная документация содержит противоречивые сведения, не позволяющие определить потребность Заказчика.
Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит по позиции "Электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный" содержит указание на 50 упаковок.
Вместе с тем Техническое задание и расчет начальной максимальной цены контракта указывают, что Заказчику необходим "Электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный" в количестве 50 штук.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требуемое количество товара по п. 4 "Электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный" указано в техническом задании и расчете начальной (максимальной) цены контракта, и составляет 50 шт.
Кроме того по данному разночтению Заказчиком были даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком установлены противоречивые сведения в нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлены требования, которые не отражают потребность Заказчика в части количества поставляемого товара, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных требований к участникам закупки и Поставщику по контракту об обязательном наличии сертификата соответствия на товар.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что в соответствии с Федеральном законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является регистрационное удостоверение, при этом Заказчик не имеет права устанавливать для участников закупки требование об обязательном наличии сертификата соответствия, поскольку в соответствии с Федеральном законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ сертификация медицинских изделий является добровольной и не может быть запрошена в обязательном порядке,т.к. законодательством Российской Федерации данное требование не предусмотрено.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно пп.6 п.14 информационной карты заявка на участие в электронном аукционе должна содержать "Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Регистрационное удостоверение, сертификаты соответствия. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
При этом положениями технического задания установлены дополнительные требования к поставляемым товарам, согласно которым обязательно наличие сертификата соответствия и свидетельства о государственной регистрации. Остаточный срок годности продукции - не менее 1 года (от указанного на упаковке) на момент поставки. Заявленные характеристики подтверждаются официальными документами уполномоченных органов РФ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обжалуемое требование установлено в отношении поставщика продукции и подлежит применению на этапе исполнения контракта. Следовательно, поставщик должен предоставить вместе с продукцией полный комплект товаросопроводительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом требование о предоставлении сертификата соответствия в составе заявки установлено ввиду технической ошибки.
Кроме того представитель Заказчика также отметил, что в составе заявок участников были представлены товары иностранного производства, в связи с чем основным документом подтверждающим соответствие товара является регистрационное удостоверение, в данном случае требование о предоставлении сертификата соответствия не применимо.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что установление требования об обязательном представлении сертификата соответствия исключает возможность предложить к поставке товар иностранного производства.
Кроме того на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в установлении требования об обязательном предоставлении при поставке товаров сертификатов соответствия.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам, а также к составу заявки об обязательном предоставлении сертификата соответствия установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, содержащие следующие положения:
"Вам необходимо уточнить и исправить допущенную Вами ошибку по количеству поставляемого товара по позиции 4.
В техническом задании Вы установили, что Вам необходим к поставке Электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный в количестве 50 штук, в извещении о проведении данного аукциона содержится информация о количестве поставки данного товара 50 упаковок противоречащая ранее указанной информации.
Стоит отметить, что поставка необходимого Вам товара производится в упаковке, в которой содержится 50 единиц товара (штук).
Также расчет НМЦК по данной позиции произведен за штуки.
Вам необходимо проверить достоверность Вашего расчета НМЦК и исправить допущенную Вами ошибку по количеству необходимого Вам к поставке товара, согласно Вашей потребности.
Также просим уточнить и разъяснить установленные Вами дополнительные требования к поставляемым товарам:
Обязательно наличие Сертификата соответствия и Свидетельства о государственной регистрации . Остаточный срок годности продукции -не менее 1 года (от указанного на упаковке) на момент поставки . Заявленные характеристики подтверждаются официальными документами уполномоченных органов РФ.
Обязательно наличие Сертификата соответствия - Вы не имеете права устанавливать для участников закупки данное требование, в соответствии с Федеральном законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ сертификация медицинских изделий является добровольной, и не может быть запрошена в обязательном порядке, т.к. законодательством РФ данное требование не предусмотрено и к тому же несет дополнительные расходы.
Свидетельством о государственной регистрации - в соответствии с Федеральном законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ является регистрационное удостоверение.
Заявленные характеристики подтверждаются официальными документами уполномоченных органов РФ - каким образом участники закупки должны подтвердить заявленные Вами характеристики товара. Описание товара составлено Вами самостоятельно, исходя из Вашей потребности и не может быть подтверждено официальными документами уполномоченных органов РФ.
С уважением, участник закупки.
Ответ:
Уважаемый участник закупки!
Ответ по вопросу 1:
Требуемое количество товара по поз. 4 Электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный указано в Техническом задании и расчете НМЦК и составляет 50 шт. Информация, указанная на странице закупки на сайте ЕИС, носит справочный характер и не подлежит учету при подготовке заявки.
Ответ по вопросу 2:
Требование о необходимости наличия Сертификата соответствия и Свидетельства о государственной регистрации установлено не в отношении участника закупки, а в отношении поставщика продукции и подлежит применению на этапе исполнения договора. Следовательно, поставщик должен предоставить вместе с продукцией полный комплект товаросопроводительных документов, предусмотренных законодательством РФ".
На основании вышеизложенного Комиссией Управления установлено, что вышеуказанный ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 14.02.2022 NРИ1 является ответом по существу поставленных вопросов, при этом в ответе на запрос Заказчик не указывал на возможность внесения изменений в извещение об осуществлении закупки,а представил разъяснения, уточняющие положения размещенной аукционной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при даче оспариваемых разъяснений, а также в составе жалобы отсутствует указание на то обстоятельство, почему, по мнению Заявителя, ответ, данный Заказчиком на запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от 14.02.2022 NРИ1, является ненадлежащим и нарушает положения Закона о контрактной системе с учетом того обстоятельства, что Заказчиком даны разъяснения на вопросы, заданные обществом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем при выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления руководствовалась тем, что на участие в закупке было подано 5 заявок, признанные аукционной комиссией соответствующими, при этом снижение в ходе аукциона составило 47%.
Кроме того на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что Заявителем также была подана заявка на участие, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя, а также на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки и Поставщику об обязательном предоставлении сертификата соответствия на товар, а также в части установления противоречивых требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
Е.О. Сгибнев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2022 г. N 077/06/106-2622/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022