рассмотрев материалы дела N 7-3/77 по обращению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее - УФСИН России по Магаданской области, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Корона" (ИНН 2511111018) (далее также - ООО "Корона", Общество), а также учредителе (генеральном директоре) Общества Шоклеиной Ирине Александровне (ИНН 251135124507) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 12.04.2021 N 2121320100502003471000004/ЭА-050 на поставку овощей свежих в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1490900818821000038), заключенного по результатам закупки (Извещение от 22.03.2021 N 0347100000421000023), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Корона" (далее также - Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 12.04.2021 N 2121320100502003471000004/ЭА-050 на поставку овощей свежих в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1490900818821000038) заключен между УФСИН России по Магаданской области и ООО "Корона" по результатам проведения аукциона в электронной форме (Извещение от 22.03.2021 N 0347100000421000023) (далее - контракт).
Начальная цена контракта составляла 1 022 392,00 рублей.
Контракт заключен по цене 819 328,24 рублей (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания, в рамках государственного оборонного заказа на 2021 год (далее - Товар) Государственному заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
П. 3.1 контракта установлено, что Товар поставляется Государственному заказчику партиями согласно Графику поставки (Приложение N 3 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 3.2 контракта уровень качества картофеля продовольственного (позднего) урожая 2020 года, фасованного в тару (сетку), должен соответствовать требованиям ГОСТ 7176-2017.
Согласно п. 4.1.1, 4.1.2 контракта поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 7.1 контракта Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Пунктом 7.3 контракта установлено, что в случае полного (частичного) неисполнения условий настоящего Контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "31"декабря 2021 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
Согласно п. 11.2 контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали товар, требуемый к поставке:
N п/п |
Наименование Товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Урожай (год) |
Цена за единицу измерения руб. |
Стоимость, руб. |
Максимальная цена позиции Товара (определяется в процентном соотношении к максимальной цене Контракта, сумма максимальных цен позиций Товара не может превышать 100 процентов цены |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
1. |
капуста белокочанная свежая |
кг |
7912 |
2020 |
52,64 |
416487,68 |
50,83% |
2. |
капуста белокочанная свежая |
кг |
588 |
2020 |
52,62 |
30940,56 |
3,78% |
3. |
свекла столовая свежая |
кг |
2300 |
2020 |
49,00 |
112700,00 |
13,76% |
4. |
морковь столовая свежая |
кг |
2400 |
2020 |
50,00 |
120000,00 |
14,65% |
5. |
лук репчатый свежий |
кг |
2900 |
2020 |
48,00 |
139200,00 |
16,99% |
Приложением N 2 к контракту стороны согласовали объем и требования к поставляемому товару:
Наименование продукции |
Требования к товару (ГОСТ) |
Кол-во, кг |
Цена, руб./ кг |
Сумма, рублей |
Овощи свежие, в том числе |
|
16100 |
|
819328,24 |
капуста белокочанная свежая |
7912 |
52,64 |
416487,68 |
|
капуста белокочанная свежая |
588 |
52,62 |
30940,56 |
|
свекла столовая свежая |
2300 |
49,00 |
112700,00 |
Приложением N 3 к контракту стороны согласовали график поставки товара, установив, что поставка всей продукции производится до 26.04.2021.
В связи с тем, что обязательства по контракту Поставщиком не исполнены в полном объеме в установленный контрактом срок, 27.05.2021 в адрес Поставщика направлена претензия (требование) исх. N 49/ТО/23-4294 об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом при осуществлении закупки товара.
29.06.2021 в адрес Поставщика направлена претензия исх. N 49/ТО/23-5204 о неисполнении обязательств по контракту, согласно которой, в случае неисполнения Поставщиком обязательств по контракту в полном объеме, заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставка по контракту по состоянию на 24.11.2021 осуществлена ООО "Корона" в объеме 14 676 кг (капуста белокочанная свежая - 7 300 кг, свекла столовая свежая - 2076 кг, морковь столовая свежая - 2400 кг, лук репчатый свежий - 2900 кг) на сумму 745 196,00 рублей (товарная накладная от 19.04.2021 N 159, акт о приемке товара от 10.05.2021). Объем недопоставленного товара составил 1 424 кг (капуста белокочанная свежая - 1 200 кг, свекла столовая свежая - 224 кг) на сумму 74 132,24 рублей, что явилось основанием для принятия заказчиком 24.11.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.11.2021 размещено единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и направлено по электронной почте в адрес ООО "Корона" 25.11.2021.
26.11.2021 уведомление о расторжении контракта направлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением исх. от 24.11.2021 N 49/ТО/23-8839 (почтовый идентификатор 68597131990965). Контракт расторгнут с 11.01.2022.
В результате изучения материалов дела N 7-3/77, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.11.2021 размещено в ЕИС и направлено по электронной почте в адрес ООО "Корона" 25.11.2021.
26.11.2021 уведомление о расторжении контракта направлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением исх. от 24.11.2021 N 49/ТО/23-8839 (почтовый идентификатор 68597131990965). Контракт расторгнут с 11.01.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта - 30 (тридцати) календарных дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
Дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС - 26.12.2021. Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика является 26.12.2021.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, датой расторжения контракта в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ является 11.01.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч. 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч. 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Корона" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Корона" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Корона", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
От ООО "Корона" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
Вместе с тем, Обществом не предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий ООО "Корона" при исполнении государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
В ходе внеплановой проверки установлено, что обращение о включении ООО "Корона" в реестр недобросовестных поставщиков направлено заказчиком в контрольный орган 14.02.2022 (вх. от 14.02.2022 N 02/476), при том, что контракт расторгнут с 11.01.2022.
Таким образом, в действиях заказчика - УФСИН России по Магаданской области усматривается нарушение ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные УФСИН России по Магаданской области об ООО "Корона" (ИНН 2511111018), а также учредителе (генеральном директоре) Общества Шоклеиной Ирине Александровне (ИНН 251135124507) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 12.04.2021 N 2121320100502003471000004/ЭА-050 на поставку овощей свежих в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1490900818821000038), заключенного по результатам закупки (Извещение от 22.03.2021 N 0347100000421000023), сроком на два года.
2. Признать заказчика - УФСИН России по Магаданской области нарушившим ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 февраля 2022 г. N РНП-79
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2022