Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Елизовская районная больница" (далее - Заказчик): Стружкиной Л.В. (по доверенности от 17.02.2022 N 519),
в отсутствие заявителя общества с ограниченной ответственностью "Спироника" (далее - Заявитель), уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку натронной извести для нужд реанимационного отделения на 2022 год (закупка N 0338300047922000016), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на поставку натронной извести для нужд реанимационного отделения на 2022 год (далее - Товар) (закупка N 0338300047922000016) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 03.02.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 98 239,80 рублей.
11.02.2022 в Камчатское УФАС России поступила поданная 10.02.2022 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика при описании объекта Закупки.
По мнению Заявителя:
1) описание объекта Закупки содержит внутренние противоречия, что не позволяет подать заявку на участие в Закупке с достоверными сведениями,
2) при описании объекта закупки указаны размеры гранул в диапазоне, который не соответствует требованиям ГОСТ 6755-88,
3) установлено требование к упаковке Товара, не соответствующее требованиям нормативных и регламентирующих актов, определяющих данную упаковку,
4) требование к сроку годности Товара не соответствует требованиям ГОСТ 6755-88, при этом в документации о Закупке не установлен остаточный срок годности Товара.
Заказчик с доводами жалобы согласился, в письме от 17.02.2022 N 518 пояснил, что "в технических характеристиках были допущены неточности, но это не повлияло на результаты Закупки, т.к. к участию в ЭА были допущены все заявки".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
1. В описании объекта Закупки, содержащемся в извещении о Закупке, размещенном в ЕИС, дважды указан состав закупаемого Товара:
1) гидроокись кальция - не менее 97%, гидроокись натрия - не более 3%, индикатор - не менее 0,03%;
2) гидрооксид кальция, массовая доля %, не менее 96,гидрооксид натрия, массовая доля %, не менее 3, этил виолет (краситель), массовая доля % не более 0,03.
При этом значения показателей, указанные в данных составах Товара, не соответствуют друг другу, что вводит в заблуждение потенциальных участников Закупки относительно определения соответствия закупаемого Товара требованиям Заказчика.
Таким образом, Заказчик, указав противоречивые требования к составу Товара, что может привести к ограничению количества участников Закупки, нарушил тем самым пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ГОСТ 6755-88 "Поглотитель химический известковый ХП-И. Технические условия", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 20.01.1988 N 73 (далее - ГОСТ 6755-88) диаметр зерен данного поглотителя по фракциям, мм от 2,80 до 5,50 не менее, при массовой доле фракции, % 90.
В описании объекта Закупки, содержащемся в извещении о Закупке, размещенном в ЕИС, указан диаметр гранулы Товара 310% мм, что не соответствует вышеуказанному ГОСТу.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснений и доказательств того, что при описании данного показателя Товара использовался иной стандарт, не представил.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта Закупки использованы нестандартные требования к характеристикам закупаемого Товара, обоснования необходимости использования других требований Заказчиком в описании объекта Закупки не установлено, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В описании объекта Закупки, содержащемся в извещении о Закупке, размещенном в ЕИС, указано, что упаковка Товара должна быть "клинически чистая".
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что под клинически чистой упаковкой Заказчик подразумевал герметично упакованный Товар.
Таким образом, Заказчик, установив требование к упаковке, которое вводит в заблуждение участников Закупки, нарушил тем самым пункт 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно письму ФАС России от 24.05.2017 N ИА/34601/17 указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Таким образом, по мнению ФАС России, при отсутствии условий устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке медицинские изделия с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупается медицинское изделие, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера).
Так, например, если заказчик осуществляет закупку в декабре текущего года на следующий календарный год (то есть предполагает использование медицинских изделий по 31 декабря следующего года), то требование к сроку годности медицинского изделия не может превышать период следующего года, в котором будет потребляться медицинское изделие, то есть остаточный срок годности медицинского изделия должен покрывать 31 декабря следующего года, при этом участник закупки может предложить медицинское изделие с остаточным сроком годности, превышающим следующий календарный год. ФАС России полагает, что заказчик при объективной необходимости может осуществить дополнительную закупку медицинского изделия на протяжении всего следующего года с указанием остаточного срока годности медицинского изделия, превышающего 31 декабря.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что Товар закупается не для формирования резерва, а для использования его в течении года, т.е. на момент поставки срок годности должен быть не менее 12 месяцев.
При этом представитель Заказчика объективную необходимость установления требования к гарантийному сроку товара: "срок годности (срок гарантии) не менее 5 лет от даты изготовления", не доказал.
Вместе с тем, например, в соответствии с ГОСТ 6755-88 гарантийный срок хранения поглотителя химического известкового составляет 2 года со дня изготовления.
Таким образом, Заказчик, установив требования к гарантийному сроку Товара, который не является для него необходимым и может привести к ограничению количества участников Закупки, тем самым нарушил часть 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 февраля 2022 г. N 041/06/33-43/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022