На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
участники Инспекции: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Светлакова А.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России .
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ МАРКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИНН: 3808131923 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса в электронной форме на Капитальный ремонт участка автомобильной дороги проезд Подгорный мкр. Ново-Иркутский р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, извещение N 0134300013021000014
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Извещение о проведении электронного аукциона;
- документация о проведении электронного аукциона;
- контракт;
- копии иных документов, связанных с осуществлением закупки.
Описательная часть
Заказчиком 02 августа 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0134300013021000014, а также Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт участка автомобильной дороги проезд Подгорный мкр. Ново-Иркутский р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 103 014 руб. 00 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 24 августа 2021 года. На участие в открытом конкурсе в электронной форме поступило 4 заявки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14.09.2021 NППИ2 победителем признано МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Г.ИРКУТСКА "ИРКУТСКАВТОДОР".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту-Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, пунктом 28 информационной карты данного открытого конкурса в электронной форме, установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев. Помимо прочего указано:
"II. Нестоимостные критерии:
1. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Значимость критерия оценки - 40 %.
Показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых работ по нестоимостному критерию оценки:
1.1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (НЦБi О)
Значимость показателя - 40 %.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Оценка по показателю осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил.
Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения об опыте у участника закупки выполнения работ сопоставимого характера и объема. Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предметом которых является ремонт автомобильных дорог и (или) содержание автомобильных дорог, в которых участник конкурса являлся подрядчиком (выступал генеральным подрядчиком), с ценой контракта (договора) не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс, исполненных за последние 5 (пять) лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе".
Таким образом, в данной конкурсной документации на выполнение работ по капитальному ремонту дороги установлено требование, что опыт выполнения работ подтверждается исполненными контрактами, предметом которых является ремонт или содержание автомобильной дороги.
Вместе с тем, из требований части 1, части 4, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 следует, что опыт выполнения работ участником закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема.
Заказчиком ранее пояснено, что в информационной карте документации открытого конкурса в электронной форме были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Однако, пунктом 2 Постановления Правительства N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению. Таким образом, Постановление Правительства N 99 не применяется к данному открытому конкурсу в электронной форме.
Согласно пункту 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 установлено следующее:
2.3 Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Вместе с тем, предметом открытого конкурса в электронной форме является капитальный ремонт автомобильной дороги, в то время как пункт 2.3 Постановления Правительства N 99 относится лишь к ремонту и содержанию автомобильной дороги.
Однако, пунктом 2.5 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 установлено:
Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
В соответствии с пунктом 10.1 части статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, пункт 2.5 Постановление Правительства N 99 устанавливает требования к предмету закупки на капитальный ремонт линейного объекта, согласно которому в качестве опыта участник закупки должен представить контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейного объекта.
В связи с вышеизложенным, Заказчик установив в данной конкурсной документации на выполнение работ по капитальному ремонту дороги, нестоимостной критерий не связанного с предметом контракта, а именно - сведения об опыте у участника закупки предметом, которых является ремонт автомобильных дорог и (или) содержание автомобильных дорог, нарушил существенные условия проведения закупки, а именно - пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 27 Правил N 1085 и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение: согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Заказчика обнаружены нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 27 Правил N 1085.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 февраля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022