Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии Управления, руководителя Управления,
- <_> - заместителя председателя Комиссии Управления, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии Управления, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
со стороны подателя жалобы - ООО "Контракт" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны заказчика - Социального Управления г. Пензы: <_> - представителя по доведенности от 17.02.2022 N 12/01, <_> - представителя по доверенности от 17.02.2022 N12/02,
со стороны уполномоченного учреждения - МКУ "Центр закупок г. Пензы": <_> - директора Учреждения, <_> - представителя по доверенности от 13.10.2021 N 1,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 29А" (извещение N 0855300002822000011 от 04.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - Социального Управления г. Пензы, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
11.02.2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 29А" (извещение N 0855300002822000011 от 04.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - Социального Управления г. Пензы.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу приостановлено.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 18.02.2022 в 14 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, извещение об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно заказчиком/уполномоченным учреждением:
1) некорректно установлены требования к составу заявки участника закупки;
2) проект контракта содержит случай изменения (увеличения) срока выполнения работ по контракту, не предусмотренный частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 16.02.2022 N 12/251, на основании чего, просили в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
На заседании Комиссии Управления представители уполномоченного учреждения с доводами подателя жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 17.02.2022.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
04.02.2022 уполномоченным учреждением на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0855300002822000011 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 29А" для нужд заказчика - Социального Управления г. Пензы.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 288 297,15 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 04.02.2022 12:43 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 14.02.2022 12:00 (МСК).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.02.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.02.2022.
Идентификационный код закупки: 223583601303358360100100210014339243.
1. Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Общие требования к составу заявки на участие в закупке определены статьей 43 Закона о контрактной системе, так, заявка должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки;
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Кроме того, частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрены специальные положения относительно требований к составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно - заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе положения пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не применяется по 31.03.2022 включительно, такая информация направляется в составе заявки.
При этом в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению", размещенном совместно с извещением об электронном аукционе указано, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным учреждением в нарушение пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе некорректно установлены требования к составу заявки на участие в электронном аукционе без учёта положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с изложенным рассматриваемый довод жалобы признан Комиссией Управления обоснованным.
2. Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Из части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в строго определенных случаях.
Пунктом 9.1 проекта контракта предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение Контракта.
Под обстоятельствами непреодолимой силы стороны понимают такие обстоятельства, которые возникли после заключения Контракта в результате непредвиденных и непредотвратимых событий, неподвластных Сторонам, включая, но не ограничиваясь: пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные бедствия, террористический акт при условии, что эти обстоятельства оказывают воздействие на выполнение обязательств по Контракту и подтверждены соответствующими уполномоченными органами, включая их продолжительность (пункт 9.2 проекта контракта).
Наступление обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, влечет увеличение срока исполнения контракта на период действия указанных обстоятельств (пункт 9.5 проекта контракта).
В соответствии с пунктом 9.6 проекта контракта в случае действия обстоятельств непреодолимой силы свыше 3-х месяцев, контракта может быть расторгнут с проведением финансовых взаиморасчетов.
Комиссией Управления установлено что, данные положения проекта контракта не изменяют сроки исполнения обязательств по контракту, а описывают порядок действий сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок изменения условий контракта установлен разделом 10 "Срок действия, порядок изменения и расторжения контракта" проекта контракта, который соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
В рамках проведенной при рассмотрении жалобы внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
В соответствии с позицией 10 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Учитывая предмет закупки, а также НМЦК заказчиком/уполномоченным учреждением установлено в извещении о проведении электронного аукциона дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Постановления Правительства РФ N 2571 с указанием соответствующего опыта выполнения работ.
При этом Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано дополнительное требование к участникам закупки согласно позиции 10 Постановления Правительства РФ N 2571, однако в извещении не содержится исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию, который определен указанным Постановлением.
При этом в рассматриваемом случае в документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" также не указано об установлении соответствующего дополнительного требования к участникам закупки и исчерпывающем перечне документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию, притом, что Законом о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному дополнительному требованию.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного учреждения, не установившего в извещении о проведении аукциона исчерпывающий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, формально нарушают положения пункта 12 части 1 статьи 42 в совокупности с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Пензенского УФАС России, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия Управления вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), решила предписание не выдавать, так как материалами не подтверждено, что выявленное нарушения повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 29А" (извещение N 0855300002822000011 от 04.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - Социального Управления г. Пензы, частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Социальное управление г. Пензы/уполномоченное учреждение - МКУ "Центр закупок г. Пензы" нарушившими требования пункта 2 части 6 статьи 43, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 18 февраля 2022 г. N 058/06/106-142/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022