На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении заказчиком - Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0304100013421000003 "Проведение технического обслуживания комплексной трансформаторной подстанции",
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Федеральной службы охраны Российской Федерации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0304100013421000003 "Проведение технического обслуживания комплексной трансформаторной подстанции".
В обращении указывалось, что в ходе проведения документальной проверки соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере контрактной системы в действиях Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0304100013421000003 в части неправомерного установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 26 мая 2021 года было размещено извещение N0304100013421000003 о проведении электронного аукциона "Проведение технического обслуживания комплексной трансформаторной подстанции" с начальной (максимальной) ценой контракта - 102 610,00 рублей.
22 июня 2021 года с единственным участником закупки ООО был заключен государственный контракт N 0304100013421000003/17 на сумму 102 610,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению) в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению), вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению) требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В извещении о проведении закупки, в документации об аукционе установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее Постановление N878).
При установлении требований к содержанию заявки на участие в аукционе в документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно документации об аукционе, вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В извещении о проведении закупки указан код позиции по ОКПД2: 33.41.11.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию электродвигателей, генераторов, трансформаторов и распределительной и регулирующей аппаратуры для электричества".
Между тем, код ОКПД2 33.41.11.000 не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Согласно объяснениям заказчика, в ходе проведения технического обслуживания комплексной трансформаторной подстанции фактически осуществляется поставка комплектующих (запасных частей) электрического оборудования, передаваемого в собственность заказчика. Указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N878 по коду ОКПД2 - 27.90.33.110 "Комплектующие (запасные части) прочего электрического оборудования, не имеющие самостоятельных группировок".
Инспекцией установлено, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию комплексной трансформаторной подстанции.
Согласно техническому заданию документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо осуществить следующие услуги:
- Силовой трансформатор внешний осмотр.
- Внешний осмотр разъединителей.
- Разъединители. Протирка изоляторов.
- Регулировка разъединителя.
- Проверка состояния контактной системы.
- Проверка соединений заземлителей с заземленными элементами, а так же естественных заземлителей с заземляющим устройством.
- Измерения сопротивления контура заземления.
- Проверка коррозионного состояния элементов заземляющего устройства, находящегося в земле.
- Проверка состояния заземляющего ножа.
- Силовые кабельные линии. Внешний осмотр.
- Силовые кабельные линии. Определение целостности жил - кабелей и фазировка кабельных линий.
- Предохранители, предохранители - разъединители напряжением выше 1000 В. Проверка целостности плавкой вставки (замена).
- Доливка масла в силовой трансформатор.
- Испытание кабеля силового напряжением до 10 кВ.
- Испытание сборных соединительных шин напряжением до 11 кВ.
- Проверка состояния изоляторов (замена).
- Восстановление надписей.
Материалами, используемыми по оказании услуг указаны:
1. Предохранители типа ПКТМ или эквивалент;
2. Изоляторы типа ИПТ или ИПТВ или эквивалент;
3. Масло типа ГК-1000 или эквивалент.
В требованиях к оказанию услуг заказчиком указано, что исполнитель обеспечивает свой персонал для оказания услуг на объекте заказчика инструментом, вспомогательным оборудованием, расходными материалами, спецодеждой и средствами защиты. Приобретение материалов необходимых для выполнения технического обслуживания производится за счёт средств исполнителя по согласованию с Заказчиком.
При этом, документация об аукционе не содержит информации о приемке материалов, используемых при оказании услуг отдельным приемочным актом.
Инспекция приходит к выводу, что используемые при оказании услуг материалы являются расходными материалами, а не комплектующими (запасными частями) комплексной трансформаторной подстанции, при поставке которых необходимо устанавливать ограничение допуска в соответствии с Постановлением N878. Расходные материалы, используемые при оказании услуг не будут приниматься заказчиком по акту приема-передачи, не будут ставиться на баланс заказчиком.
Кроме того, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют сведения о продукции - предохранители, изоляторы, масло по коду ОКПД2 - 27.90.33.110.
Действия заказчика признаются Инспекцией нарушившими часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, информация о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе в части неправомерного установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878, подтвердилась.
Инспекция, на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по Кабардино-Балкарской Республике для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18 февраля 2022 г. N 007/06/99-87/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022