На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N 292 от 12.10.2020 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении заказчиком - Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0104200000422000014 "ЭА41 "Поставка медицинского оборудования"",
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "" о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "ЭА41 "Поставка медицинского оборудования"".
В обращении указывалось, что 10.02.2022 г. в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки заказчик сообщил о внесении изменений в извещение. В нарушение требований части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе изменения в извещение небыли внесены.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок (далее- ЕИС) 04 февраля 2022 года было размещено извещение N0104200000422000014 "ЭА41 "Поставка медицинского оборудования"" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 412 750,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 14.02.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.02.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 16.02.2022.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В ЕИС 10.02.2022 г. размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, в котором на запрос об основаниях установления заказчиком ограничений допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, установления запрета на допуск промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 было разъяснение о внесении в извещение изменений в связи с неправильным установление ограничений и запретов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Согласно представленным сведениям, заказчиком были предприняты попытки внести изменения в извещение об осуществлении закупки 11.02.2022 г.
В ЕИС 11.02.2022 г. заказчиком было размещено разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, где указывалось, что изменения невозможно внести, в связи с истечением срока внесения изменения в извещение. Ограничения и запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 не будут применяться.
Между тем, учитывая, что датой окончания срока подачи заявок указано 14.02.2022 г. последним днем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки является 10.02.2022 г., однако в указанный день изменения в извещение об осуществлении закупки внесены не были.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Следовательно опубликованное 10.02.2021 г. разъяснение являлось недостоверным, в части внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекцией установлено, что установленный код подлежащей поставке позиции по позиции 32.50.50.190-00002334 "Кровать больничная", не входит в перечень кодов, предусматривающих установление запретов и ограничений допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Таким образом, указанные запреты и ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлены заказчиком неправомерно.
Инспекция, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
решила:
1. Признать в действиях заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики нарушение части 3 статьи 7, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 февраля 2022 г. N 007/06/99-96/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022