рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик при проведении электронного аукциона: "Содержание уличных урн" (извещение N 0118300003722000008) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Извещение составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в пункте 1.2 Раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.02.2022 г. уполномоченным органом - администрацией МО город-курорт Геленджик проводился электронный аукцион: "Содержание уличных урн" (извещение N 0118300003722000008). Заказчик - управление ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 939 052,80 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 1) установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, 2) Действующая лицензия (или ее копия) или выписка с реестровой записью из реестра лицензий на право оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "о лицензировании отдельных видов деятельности"), действующую на протяжении всего срока оказания услуг, включающую в себя обязательный вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено |
Ограничения |
Не установлены |
Извещение содержит Раздел "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", где установлено:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки действующая лицензия (или ее копия) или выписка с реестровой записью из реестра лицензий на право оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "о лицензировании отдельных видов деятельности"), действующую на протяжении всего срока оказания услуг, включающую в себя обязательный вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности |
Вместе с тем, предметом закупки с номером извещения 0118300003722000008 является содержание уличных урн (ОКПД 2: 81.29.19.000 "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки").
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" "деятельность" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" установлено, что отходы I - IV классов опасности подлежат паспортизации. Согласно указанному постановлению паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно указанному постановлению паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степен негативного воздействия на окружающую среду. Данные паспорта составляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-IV классов опасности. Данные отходы образованы не в результате деятельности заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Ч. 1 Ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В Разделе "Описание объекта закупки" установлено:
3 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет электронного аукциона |
ведомость объемов работ, локальный ресурсный сметный расчет. |
Виды и объемы работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, приведены в дефектных ведомостях:
- Очистка урн от мусора;
- Погрузка мусора вручную;
- Перевозка грузов автомобилями-самосвалами;
- Мойка урн;
- Очистка контейнеров для раздельного сбора ТКО (60 л) от мусора;
- Погрузка мусора вручную;
- Перевозка грузов автомобилями-самосвалами;
- Мойка контейнеров.
Из представленного перечня следует, что услуги по транспортированию отходов IV класса опасности не выступают в качестве самостоятельного объекта закупки, а входят в перечень работ (услуг), которые необходимо выполнить. В свою очередь, оказание иных услуг не требует наличия у участника закупки лицензии.
Из письма Минфина России от 21.02.2018 N 24 -02-03/11100 "О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА", следует, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
У заказчика отсутствуют данные о составе и свойствах этих отходов, а также паспорта отходов, подтверждающие наличие отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, Заказчиком не представлено документального подтверждения отнесения отходов, предусмотренных описанием объекта закупки аукционной документации, к отходам I-IV классов опасности в целях транспортирования данных отходов.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик нарушение п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО город-курорт Геленджик (комиссии), Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 23
по делу N 023/06/31-615/2022 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
21 февраля 2022 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 21.02.2022 г. по делу N 023/06/31-615/2022, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик при проведении электронного аукциона: "Содержание уличных урн" (извещение N 0118300003722000008) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
Уполномоченному органу - администрации МО город-курорт Геленджик (комиссии), Заказчику - управления ЖКХ администрации МО город-курорт Геленджик устранить нарушение п. 1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- внести изменения в извещение электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 21.02.2022 по делу N 023/06/31-615/2022 и разместить на официальном сайте;
- продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с Законом о контрактной системе;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол подачи ценовых предложений. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и внесении изменений в извещение. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.
3. В срок до 18.03.2022 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 февраля 2022 г. N 99/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022