На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Заказчика - ГКПОУ КК АИТИ, проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - ГКПОУ КК АИТИ при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (молочная продукция)" (извещение N 0318200030422000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение от ГКПОУ КК АИТИ согласно которому, протокол подведения итогов содержит ошибочную информацию.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКПОУ КК АИТИ проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (молочная продукция)" (извещение N 0318200030422000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 440 550,00 руб.
На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Извещение электронного аукциона размещено в ЕИС 01.02.2022 г.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении электронного аукциона установлено:
Срок исполнения контракта: срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта |
с момента заключения контракта по 31 декабря 2021 года, по заявкам Заказчика, включая выходные и праздничные дни с 08.00 до 12.00 |
В приложении извещения электронного аукциона "Описание объекта закупки" установлено:
По поз.1 "Сметана" - "Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, % - не менее 80";
По поз.2 "Молоко питьевое коровье" - "Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, % - не менее 80";
По поз.3 "Ряженка" - "Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, % - не менее 80";
По поз.4 "Кефир" - "Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, % - не менее 80".
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Из вышеизложенного следует, что Поставщик не имея на складе товар, при подаче заявок, Поставщик ограничен. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. В связи с чем, указать в заявке точный остаточный срок годности на момент поставки возможно только на дату передачи товара конкретному получателю.
В составе заявки Заказчик требует предоставления конкретного показателя запаса срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем "не менее 80%". Указанные показатели не могут относиться к конкретным функциональным, техническим показателям товара. Исполнение контракта предусмотрено с даты заключения по 31 декабря 2022 года после получения заявки Заказчика.
Согласно ст.473 ГК срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю.
Указать в заявке на участие аукционе в электронной форме точный остаточный срок годности на момент поставки возможно только на дату передачи товара конкретному получателю.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Извещение электронного аукциона содержит приложение N1 "Государственный контракт" в котором в "Спецификации"" Заказчиком установлено:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
N п/п |
Наименование Товара |
Страна происхождения товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Остаточный срок годности |
Цена за единицу измерения, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
Стоимость, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
1 |
Сметана м.д.ж. 20% вид молочного сырья - нормализованные сливки |
|
кг |
315,00 |
Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, не менее 80% |
|
|
2 |
Молоко питьевое коровье пастеризованное м.д.ж. 2,5% |
|
литр |
5850,00 |
Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, не менее 80% |
|
|
3 |
Ряженка м.д.ж. 2,5% тип молочного сырья - цельное молоко |
|
литр |
360,00 |
Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, не менее 80% |
|
|
4 |
Кефир м.д.ж. 2,5% молочного сырья - цельное молоко |
|
литр |
1350,00 |
Запас срока годности на момент поставки, от срока, установленного производителем, не менее 80% |
|
|
Приказом N140 Министерством сельского хозяйства РФ от 19 марта 2020 года утвержден типовой контракта на поставку продуктов питания.
В приложение N1 к спецификации типового контракта указано следующее:
Спецификация
|
|
|
|
|
|
|
|
N п/п |
Наиме-нование Товара |
Еди-ницы изме-рения |
Коли-чество в еди-ницах изме-рения |
Оста-точный срок годности |
Цена за единицу измерения,руб. |
Стоимость, руб. |
Максимальная цена позиции Товара (определяется в процентном соотношении к максимальной цене Контракта, сумма максимальных цен позиций Товара не может превышать 100 процентов цены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
В столбце 5 заказчик указывает остаточный срок годности, определяемый календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В нарушение ч.11 ст.34 закона о контрактной системе Заказчиком в столбе 5 "спецификация" к государственному контракту указан остаточный срок годности в проценте (%), однако приказ N140 (сноска N133) требует указание остаточно срока календарной датой, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
На участие в аукционе подано 2 ценовых предложения, цена предложенная Участниками - 440 550, 00 руб.
Заказчиком размещен протокол NИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.02.2022 г., согласно которому, аукцион признан несостоявшимся, согласно сведениям из ЕИС.
Заказчик в своем обращении пояснил, что при опубликовании протокола в ЕИС была допущена техническая ошибка и прикреплён другой файл.
Таким образом, Комиссия Заказчика не рассматривала заявки участников, что является нарушением ч.17 ст.48, ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4, ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст.99 и на основании ч. 22, 23 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - ГКПОУ КК АИТИ установлены нарушения ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, ч.11 ст.34, ч.17 ст.48, ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - ГКПОУ КК АИТИ (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 февраля 2022 г. N ВП-36/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2022