Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя муниципального заказчика МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район", на основании обращения УМВД России по Астраханской области от 04.02.2022 N29/1111, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) при заключении договора от 17.11.2021 N40/11-21 на разработку проектно-сметной документации
УСТАНОВИЛА:
07.02.2022 в Управление поступило обращение УМВД России по Астраханской области от 04.02.2022 N29/1111, согласно которому муниципальным заказчиком МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) нарушены требования ст.93 Закона о контрактной системе при заключении договора от 17.11.2021 N40/11-21 на разработку проектно-сметной документации.
Комиссия рассмотрела представленные Заказчиком документы, установила следующее.
17.11.2021 Заказчик заключил с ООО "Архивел" договор N40/11-21 от 17.11.2021 N40/11-21 на разработку проектно-сметной документации на сумму 498 200 руб.
По мнению УМВД России по Астраханской области, вышеуказанные контракты заключены одновременно с одним Исполнителем на выполнение одних и тех же работ (услуг) и должны квалифицироваться как притворные сделки, которые прикрывают сделку, направленную на выполнение общего объема работ (услуг).
Между тем, УМВД России по Астраханской области не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в т.ч. осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Дополнительно отмечаем, что пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки товара, работы или услуги:
государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив);
государственной или муниципальной образовательной организацией;
государственной или муниципальной научной организацией;
организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор;
физкультурно-спортивной организацией.
Вышеуказанные лица, являющиеся заказчиками, вправе осуществлять закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
При отсутствии оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчик, согласно части 1 статьи 24 Закона 44-ФЗ, должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Данная позиция отражена в письме Минфина России от 03.07.2020 N24-5-07/57494.
Как следует, из представленных Заказчиком документов, вышеуказанный договор заключался на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Объем закупок Заказчика по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2021 году составил 4 951 398, 85 руб., что соответствует требованиям указанной статьи.
Более того, согласно плану-графику МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район" на 2021 Заказчиком планировалось заключение вышеуказанного договора именно путем осуществления закупки у единственного поставщика на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Оснований полагать, что Заказчиком изначально (при составлении плана-графика) планировалось осуществление одной закупки конкурентным способом, а не нескольких закупок у единственного поставщика (что могло бы свидетельствовать о наличии у него умысла проигнорировать применение конкурентного способа закупки путем совершения притворных сделок), в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район" предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях МБОУ "СОШ N2" МО "Ахтубинский район" договора от 17.11.2021 N40/11-21 на разработку проектно-сметной документации, отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 февраля 2022 г. N 030/06/93-259/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022